Постановка спектакля «Рождение христианства»

drewnij_rim1
Развалины Древнего Рима

Спектакль в четырёх частях с эпилогом. Intelligent design of Christianity. Ирод Великий и Юлий Цезарь главные предтечи христианства. Моисей и Будда зажигают. Пётр и Павел — как это делают еврей и индус. Нерон и Константин: «Плохой» и «хороший» императоры. Ах, до чего ж порой обидно, что хозяина не видно…


На тему, каким образом возникло христианство, существует неисчислимое количество трудов. Их грубо можно разделить на две основные группы. Противники христианства полагают, что для его возникновения возникли необходимые социально экономические условия и, в общем, этот процесс носил более или менее случайный характер. Так думают, например Энгельс и Каутский, а также наш современник Руслан Хазарзар. Сторонники христианства считают, что единственным основателем этой религии является идеальный и всемогущий Иисус, которому приписываются божественные атрибуты. Кажется, об этом больше невозможно сказать ничего нового. Тем не менее, я постараюсь нарисовать крупномасштабную картину, которая отсутствует среди этой литературы. Моя точка зрения в научной литературе систематизируется, как «intelligent design» или «теория разумного замысла». Этот подход никогда раньше не применялся непосредственно к механизму возникновения христианства. В статье Размышления о природе бога, я рассмотрел что может представлять собой «разум», который в состоянии запланировать и провести такой грандиозный проект.

Независимо от того, каково персональное отношение к христианству, необходимо признать вполне объективный факт, что влияние этого учения на развития человечества огромно и необозримо. Христианство во всех своих представлениях на протяжении почти двух тысяч лет служило самым авторитетным учебником нравственности. Эффективная эволюция человечества в духовной сфере является не менее важной задачей, чем эволюция материальных видов. В связи с особой важностью задачи, методы её осуществления могут быть самыми неожиданными. При этом, главный режиссёр может ответить вполне утвердительно на известный вопрос «тварь я дрожащая, или право имею?» и использовать такие средства, которые оправдывают основную цель.

Когда я думаю о том, как за 400 лет — со времени прихода к власти в Иудее Ирода Великого и до созыва Константином Никейского собора, из ничего возникло это колоссальное изделие, называемое христианством, мне, прежде всего, на ум приходит аналогия с разжиганием костра. Попробуйте с помощью спички зажечь огромные мокрые брёвна или старые пни. А мог бы всесильный Иисус прийти, например, напрямую к императору Тиберию — и убедить его в том, чтобы он созвал Никейский собор? Если бы Иисус пришёл в храм Митры в Риме и попытался проповедовать, то в лучшем случае его бы посчитали за простого сумасшедшего и подали на хлеб… Да и в среде его родных иудеев он не смог найти при жизни достаточно большой поддержки. Так что задача эта совсем не такая простая, как могло бы показаться.

Для того чтобы разжечь костёр его вначале нужно правильно собрать. У туристов считается за особое мастерство зажечь весь костёр от одной единственной спички и те, кто однажды пытались это сделать в лесу, могут понять суть проблемы. Чтобы усилить огонь от спички необходима, например, береста. Береста загорается легко, даёт очень много жара в локальном месте, но довольно быстро прогорает. За это время она должна зажечь мелкие ветки, которые загораются значительно сложнее, но горят намного дольше. Эти ветки зажигают средние брёвна, которые в свою очередь переносят пламя на большие брёвна и старые пни. В процессе розжига костра бывает полезно подуть на пламя. Ветер, хотя и имеет желание затушить костёр, в конечном итоге, если правильно дозирован, приводит к совершенно противоположному результату — костёр разгорается ещё сильнее. В шоу бизнесе это называется «чёрный пиар». Вместе с обыкновенным пиаром он также имеет в некоторых случаях довольно большой успех. Итак, рассмотрим — как именно был собран костёр христианства. Весь спектакль состоит из четырёх актов.

Акт 1. Ирод Великий и Юлий Цезарь

Роль бересты в Иудее играли мессианские настроения. Суть проблемы хорошо видна если рассмотреть какие методы использовала Жанна Д’Арк для того чтобы поднять упавший дух французского войска во время столетней войны. В широких народных массах бродила легенда сказочника Мерлина, который предсказал спасение Франции от девушки девственницы из Лотарингии. Появление одной единственной девушки, которая смогла убедить всех, что она именно та, «кого ждали», смогла возбудить значительную душевную энергию в широких массах, создав большую когерентную волну. При этом девушка представляла собой спичку, а легенда Мерлина бересту.

Во времена Иисуса мессианские настроения были аномально высоки. Ирод Великий поднял статус Иудейского государства на такую высоту, которой он не достигал со времён царя Давида. После смерти Ирода, государство распалось на несколько частей, и Иудея стала простой провинцией Римской империи. Постоянным напоминанием о былом величии страны, были многочисленные дворцы Ирода, а также заново отстроенный им Иудейский Храм — самое величественное храмовое сооружение Древнего Востока. Иудеи искали спасение в различных актах «свыше», им нужен был Мессия. Механизм возникновения таких настроений можно понять на примере России. После распада СССР, народ спасали чумаки и кашпировские вещающие прямо с экрана телевизора, а излечением финансовых проблем занимались фирмы типа МММ, которые имели широкую поддержку в народе.

Для того, чтобы создать «рабочую среду усиления» в Иудее, нужен был исключительный руководитель — единственный в своём роде. Кто бы смог активно служить для укрепления и усиления Иудейского государства в очень неблагоприятных условиях. С одной стороны Римская империя, захватившая всё средиземноморье, могла очень легко поглотить и Иудею, уничтожив при этом всех несогласных с «линией её партии». С другой стороны, эмоциональные иудеи, обладающие болезненной национальной гордостью, могли поднять очередное восстание и свергнуть неугодного им царя. Кандидат на роль такого исключительного иудейского руководителя должен был выполнить сложнейшую задачу, находясь между двух огней. Если взглянуть на историю, то оказывается, что единственным актёром, который был в состоянии сыграть эту роль, был царь Давид. Многие исследователи (например, Майкл Грант) подчёркивают, что Ирод Великий во многом напоминает царя Давида — включая его внешнеполитическую и внутригосударственную деятельность, а также проблемы в личной жизни. В статье Библейские корни России я также провожу параллели между царём Давидом и Иваном Калитой. Таким образом, я предполагаю, что роли царя Давида, Ирода Великого и Ивана Калиты сыграл один и тот же актёр. Царь Давид объединил еврейское государство не без помощи филистимлян, которым служил. Ирод Великий смог значительно усилить Иудею, будучи на службе у Римской империи. Иван Калита создал Московское государство благодаря союзу с ханом Узбеком.

Очевидно, что политика союза с Римской империей была единственным путём для удержания независимости Иудеи. Но Рим был идейным врагом убеждённых евреев и такая политика неизбежно должна была привести к ненависти влиятельных кругов Иудеи к своему царю. Ирод был достаточно прогрессивным руководителем и, желая только благо для своей страны, всеми силами старался сблизить иудеев с эллинистическим миром, с достижениями его культуры и науки. С точки зрения иудейской религии такая деятельность граничит с отступничеством от веры. Независимые же наблюдатели эллинистического мира объективно оценили всю исключительность Ирода и дали ему заслуженное звание «Великий». Ненависть иудеев к Ироду отразилось в том, что евангелие еврейского направления «от Матфея» включило сказку об якобы убиенных Иродом младенцах. После этого слово «ирод» стало нарицательным для обозначения нелюдей. Доказательство сказочности «убиения младенцев» приводится во многих исследованиях включая книгу Майкла Гранта. Ирод умер согласно Иосифу Флавию ещё до предполагаемого рождения Иисуса, да и в конце жизни он очень сильно болел и был больше всего обеспокоен заговорами своих сыновей. Сама тема «убиения» была, по-видимому, позаимствована из книги Исход, когда Фараон решил проредить младенцев, среди которых был и Моисей. Эффект от темы «избиения младенцев» можно видеть на аналогичном событии из истории России. Тысячи томов литературы возвышающих Ленина не стоят одной рассказки о том, что «обладал душою ты редкою — застрелил царя с малолеткою». И это не смотря на то, что Ленин, скорее всего, сам напрямую не отдавал приказа на расстрел, но просто дал «молчаливое согласие». Именно такое, какое дал Николай II на расстрел мирной демонстрации в кровавое воскресенье 9 января 1905 года. В результате Ленин был навечно проклят, а невинно убиенные стали «святыми страстотерпцами». Имидж действительно великого царя Ирода был пожертвован во имя обожествления младенца Иисуса.

Подводя итог можно сказать, что Ирод Великий возвысил Иудею достаточно, чтобы после того, как она стала простой провинцией римской империи, там возникла активная среда для усиления мессианских настроений. Заново отстроенный величественный и ещё «пахнущий краской» Иудейский Храм, который евреи так и не приняли как «Третий Храм», эффективно поднимал дух не только широким слоям еврейского населения, но и главным актёрам второго акта — Иоанну Крестителю и Иисусу. Кстати, восточная стена Храма Ирода в настоящее время очень почитается в Иерусалиме, называясь «стеной плача».

Если деятельность Ирода была направлена для «артобстрела» первой половины развития христианства, то Юлий Цезарь создал надёжную основу для заключительных этапов. Новая религия должна была стать интернациональной. От еврейских шовинистов такого никогда ожидать бы не пришлось. Максимальную энергию и силу убеждения христианство могла бы получить, если было принято в качестве государственной религии мировой империи. «Римлянин» была абстрактная национальность. Римлянином мог быть и еврей и араб и египтянин — после соответствующего формального получения гражданства. Только принятие христианства Римской империей на государственном уровне, могло заставить поверить в эту религию всю Европу. И если эллинистический греко-римский мир ещё как то мог перенять у иудохристиан новое учение, то для убеждения глубоко языческой Европы была необходима резолюция Цезаря и авторитет римской армии. Древняя Русь приняла христианство только благодаря наличию такого соседа, как Византия. Юлий Цезарь появился в самый критический период римской истории. Государство стало таким большим, что демократические методы управления оказались совершенно неэффективными. Необходимо было создание империи, в которой власть была бы сосредоточена в одних руках. Необходима была монархия и диктатура. Иначе единая страна неизбежно бы распалась на несколько частей. Центробежные силы были значительны. Например, империя Карла Великого, деятельность которого не привела к созданию единой франкской монархии, привела к дальнейшему распаду его империи на части, образовавшие впоследствии Германию, Францию, Испанию и Италию… Юлий Цезарь выполнил свою роль достаточно хорошо. Уничтожив половину населения Римской империи — согласно переписи вначале и в конце его правления, он, тем не менее, остался любимым и почитаемым правителем своей страны. Заговорщики против Цезаря не были поддержаны народом. Все они были впоследствии уничтожены, и на долгое время императором империи стал протеже Цезаря Август.

Просматривая историю в поисках того актёра, который смог сыграть такую важную роль можно остановиться на уникальном фараоне Древнего Египта — Эхнатоне. В книгах из серии «100 великих» Эхнатон входит сразу в несколько различных тематических изданий. Только исключительная энергия такого человека, как Эхнатон могла привести к созданию империи очень напоминающей Древний Египет — с фараоном во главе и сильной централизованной властью. Подробное описание этого актёра является темой отдельной статьи, которая находится в процессе подготовки. Нужно добавить, что последующие роли этого актёра только подчёркивают исключительность этого человека. Только он смог поставить Россию на дыбу в качестве Петра I и соответственно создать из хлипкого патриархального государства сильную и централизованную Российскую Империю. Но звёздная роль этого актёра в качестве Великого Ленина вне всяких комментариев. Уничтожив недееспособное демократическое временное правительство, он воссоздал российскую монархию, основываясь на своём собственном придуманном боге — «коммунистической идеологии» и собой во главе. Аналогично тому, как он придумал Атона в Древнем Египте. Не смотря на миллионы уничтоженных людей во время гражданской войны он, аналогично Юлию Цезарю, в последующие годы был очень высоко почитаем своим народом.

Подводя итог можно сказать, что Юлий Цезарь смог создать единое, сильное, централизованное государство, которое после принятия христианства могло стать абсолютно самым сильным аргументом в поддержку нового учебника нравственности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *