Странные сближенья в поэме А.С. Пушкина «Граф Нулин»

Не обещайте деве юной любови вечной на Земле.
Кадр из кинофильма “Звезда пленительного счастья”.

Не обещайте деве юной любови вечной на Земле
Булат Окуджава “Исчезли юные забавы”

Сближенье «Графа Нулина», восстания декабристов и взятия Бастилии. В.И. Ленин про лохматого Шпица и Парашу. Психоанализ революций русского народа. Приключения графа Нулина в Древнем Египте. Почему смеялся Моисей? Смысл и значение фамилии «Лидин».

В заметке по поводу написания поэмы «Граф Нулин», Пушкин писал, что она была написана с целью пародировать «Лукрецию» Шекспира. Пушкин заканчивает заметку так: «Я имею привычку на моих бумагах выставлять год и число. «Граф Нулин» писан 13 и 14 декабря. Бывают странные сближенья». Однако, 14 декабря – это дата выступления декабристов на Сенатской площади, о котором поэт, очевидно, ничего не мог знать, когда писал свою поэму. Какое отношение «Граф Нулин» мог иметь к выступлению декабристов? Продолжая «странные сближенья» можно также вспомнить известную статью Владимира Ильича Ленина «Памяти Герцена» где в частности есть такие слова:

Чествуя Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала – дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями “Народной воли” Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. “Молодые штурманы будущей бури” – звал их Герцен. Но это не была еще сама буря.

Буря, это – движение самих масс.

В поэме Пушкина выдаётся следующая последовательность событий после выступления графа Нулина в спальне Натальи Павловны:

И, гнева гордого полна,
А впрочем, может быть, и страха,
Она Тарквинию с размаха
Дает — пощечину. Да, да,
Пощечину, да ведь какую!

Сгорел граф Нулин от стыда,
Обиду проглотив такую;
Не знаю, чем бы кончил он,
Досадой страшною пылая,
Но шпиц косматый, вдруг залая,
Прервал Параши крепкий сон.
Услышав граф ее походку
И проклиная свой ночлег
И своенравную красотку,
В постыдный обратился бег.

Вначале, залаял «косматый ШпиЦ» который соответствует у Ленина ГерЦену. Герои «Народной воли», это служанка Параша, молодой штурман будущей бури. В поэмах «Медный всадник» и «Домик в Коломне» имеется ассоциативная связь имени «Параша» с евреями. Хорошо известно, что идеологическими лидерами русской революции были как раз они. Бауман, Троцкий и проч. После того, как большевики пришли к власти, прогрессивные, демократически настроенные дворяне, те самые, что вступали за «освобождение трудового народа», обратились в булгаковский «Бег», то есть в белоиммиграцию.  И больше всех смеялся над происшедшим совсем не муж, а Лидин, кто в данном контексте сравнивается с Лениным, фамилия которого прекрасно рифмуется:

Смеялся Ленин, их сосед,
Помещик двадцати трех лет.

Нужно вспомнить, что самое первое печатное произведение Владимира Ильича Ленина, которое называлось «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни», было опубликовано именно в 1893 году, когда Ленину исполнилось 23 года. В следующем, 1894 году, Ленин написал работу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?».

Понятно, что в данном контексте, граф Нулин имеет самое прямое и непосредственное отношение к психоанализу русского народа и в частности психологии русской революции.  Имя Натальи Павловны состоит из собственно имени «Наташа», которое у Пушкина часто ассоциируется с женщиной «самых честных правил»,  при этом не лишённой определённой доли нравственного лицемерия. Отчество «Павловна» имеет отношение к царям Пушкинского периода – «Александр Павлович», «Николай Павлович» и проч.. Нужно также вспомнить, что Павел был, скорее всего, убит с подачи своего сына Александра I, однако политкорректные историки всё же сомневаются об осведомлённости Александра о грядущем убийстве своего отца.

Любовь и преклонение перед иностранщиной – это национальная русская черта, которая,  однако, носит лишь поверхностный характер, влияющий лишь на внешние проявления. В критической ситуации, русский характер проявляет себя с вполне твёрдой и конкретной стороны. Наталья Павловна обучалась в «благородном пансионе эмигрантки Фальбала». В XIX веке французский язык был почти официальным языком для общения в высшем свете. Её образование в сегодняшнем жаргоне вытекало из китайского ширпотреба. Однако, реальная драка козла с дворовою собакой  ей значительно интереснее, чем длинный роман про Элизу.  Любой демократии она всегда предпочтёт «свыше вдохновенный, звучный глас Петра». Имя Элиза или Элоиза имеет отношение к свободе нравственных чувств по «Новой Элоизе» Руссо. Но, свобода нравственных чувств и другие демократические наворочки для неё это слишком сложно.  Она значительно ближе к сердцу поймёт прямоту и откровенность, чем жеманное:

«Как тальи носят?» — Очень низко,
Почти до… вот, по этих пор.

Французская революция началась с взятия Бастилии. Это вызвало общенародный подъем энтузиазма и, в конце концов, вылилось в свержение  царей и установление псевдо-демократического порядка во Франции. Начитавшись умных идей про революции и демократии по образу и подобию французских реалий, дворяне декабристы решили, что в России может прокатить то же самое. Всё декабрьское выступление было основано исключительно на выписных чувствах из Франции. На примере «взятия Бастилии», они планировали вначале захватить Петропавловскую крепость и Зимний Дворец. Но, Наталья Павловна отнюдь не так легка на романтические иллюзии, как французский народ. Как раз этим было вызвано полное равнодушие русского народа к замыслам декабристов – «слишком далеки они от народа». Однако дело графа Нулина не пропало. Выступление декабристов хоть и не вызвало революции, но получило огромный резонанс в широких кругах революционеров-разночинцев, которые подогрели все последующие русские революции.

Выступление декабристов закончилось тем, что Николай I выехал к войскам в парадном костюме и на белом коне. Увидев своего царя во всём блеске, графу Нулину ничего не осталось, как быстро распрощаться со всеми и укатить восвояси. Правда, через 92 года во время «Десяти дней, которые потрясли мир», Наталья Павловна смогла увидеть Ленина и Троцкого так же во всей красе и «на белом коне», что возымело аналогичный эффект. После беспредела керенской демократии, Наташа смогла снова услышать так любимый ею «Свыше вдохновенный звучный глас Петра», против которого её сердце выступать бессильно.

Как бы развивалась русская история, если бы Наталья Павловна, преданная «Руси, царю и вере» не дала бы пощёчину декабристам и перешла в демократическое правление? Да этого никогда не могло бы быть в принципе, ей нужен муШ, а не демократия или духовная свобода. Когда есть муж, тогда можно подумать и о неофициальных отношениях с соседом. Разделение на «официальную жизнь» и «разговоры на кухне» – это также национальная русская черта. Не смотря на фантастическую популярность творчества Высоцкого, в официальной жизни общества его не жаловали. Не смотря на единогласные голосования съездов ЦК КПСС, на кухне отношение к брежневской экономике и  идеологии всегда было однозначным.  В наши дни то же самое можно сказать про официозную культуру и религию. Отношение к центральной власти сегодня так же очень неоднозначно.

На примере аналогии с восстанием декабристов, можно понять какие именно психологические стороны народа описывает поэма «Граф Нулин», но о декабристах ли в действительности здесь идёт речь? Сам Пушкин объяснял главную тему своей поэмы – «А если бы?» Иногда вся история человечества может зависеть от какого-то небольшого и относительно несущественного события, которое, тем не менее, определяет крупномасштабную историю. История христианской цивилизации основана на трёхлетнем периоде иудейской истории. Общественное служение пророка Мухаммеда, определившего всю историю арабского мира, началось с его женитьбы на влиятельной и богатой вдове. Ну и история всего букета авраамических религий началось с Исхода некоторой части населения Древнего Египта в пустыни под руководством Моисея.

Зигмунд Фрейд проводя психоанализ иудаизма, пришёл к выводу, что Исход единственно мог быть связан с деятельностью фараона Эхнатона и его религиозной реформой провозгласившей впервые в истории человечества строгий и непримиримый монотеизм. Никогда и никто до Эхнатона не воевал против богов, все боги языческого пантеона, так или иначе, жили в относительном согласии друг с другом передавая друг другу свои способности и прерогативы. Эхнатон начал первым уничтожать языческих богов. Время правления Эхнатона или амарнский период отстоит от всей остальной истории Египта, как что-то совершенно для него не характерное. Отношение египтян к Эхнатону также строго отрицательное. После минутного энтузиазма, связанного с его реформами, они навечно прокляли Эхнатона и всё, что было с ним связано. Может быть не случайно, что  великий город  Ахетатон был обнаружен только в конце XIX века.  В конце 1880-х годов был найден  Амарнский архив, детально описывающий историю Египта времён Аменхотепа III и Эхнатона, а в начале XX века был раскопан и сам город. Примечательно, что никаких данных о евреях и вообще рабстве не было. Правда, были упомянуты некие «хабиру», созвучные «хибру, Hebrew» этническая и национальная принадлежность которых до сих пор не выяснена.

Почему древние египтяне не приняли Эхнатона и его реформы, которые можно сказать предвосхитили развитие человеческой цивилизации на многие тысячи лет? Город Солнца был построен Эхнатоном в пустыне и превращён в город-сад, где молились солнечному свету, египтяне не молится  вообще, ведь не могут. Эхнатон ввёл порядки очень близкие к тому, что сегодня называется «социализм», хотя разделение на богатых и бедных у него оставалось. Он освободил культуру и науку от строгих канонов и провозгласил нравственную свободу, как основополагающий принцип. Обучение включало и знакомство с древними культурами Междуречья и традициями Крита – минойско-миккенской цивилизации. Наверное, именно в Ахетатоне обучался наукам и литературе Моисей. Здесь он узнал истории о шумерском потопе и критско-миккенском «яблоке раздора». По крайней мере, Зигмунд Фрейд убеждён именно в этом. Вполне вероятно, разгром Ахетатона войсками Хоремхеба мог сильно повлиять на мировоззрение Моисея, что вылилось в его значительной вражде к Египту и египтянам, однако не исключено, что первые «евреи» так же отличались от египтян, как и старообрядцы от никониан – это были религиозные протестанты, которые не желали расставаться с идеями революции Эхнатона.

Аменхотеп III, отец Эхнатона очень любил охоту, имеются свидетельства, что он охотился на львов.  «Граф Нулин» как раз и начинается с описания выезда мужа Натальи Павловны на охоту.  Психологический портрет древних египтян настолько напоминает русских, что можно сделать фантастическое предположение о реинкарнации целого народа, однако это не требуется для того чтобы провести параллель между историей русской революции и революцией Эхнатона вместе с последовавшим за этим «Исходом» и возникновением «евреев». Выписные идеи декабристов о «демократии, равенстве и братстве» как раз попадают на желание Эхнатона пропагандировать духовную и нравственную свободу в Египте. Говоря словами Майкова из поэмы «Моисей или раздражённый Вакх», Эхнатон «Не яко тать, но яко воин влез». После чего

Споткнулся, полетел, упал и сделал жох,
А попросту сказать — на заднице скатился,
Чем сырной всей конец неделе учинился.

В «графе Нулине» читаем:

Сгорел граф Нулин от стыда,
Обиду проглотив такую;
Не знаю, чем бы кончил он,
Досадой страшною пылая,

Собственно вот и всей истории как бы завершение, однако, Пушкин в «Графе Нулине» добавляет ещё пару слов и эта пара слов, судя по всему, определила очень многое в истории человеков:

И граф уехал… Тем и сказка
Могла бы кончиться, друзья;
Но слова два прибавлю я.

Действительно, фараоны Древнего Египта очень оскорблялись подвигами Эхнатона, они называли его «молокососом», затравляли псами, стирали все упоминания об Эхнатоне из летописей и выдалбливали его изображения на рисунках. Но больше всех смеялся Моисей, который создал Раскол в обществе правоверных египтян и, по-видимому, свалил в пустыни продолжать своё литературное творчество в окружении единомышленников. Верная жена совсем не диво, однако что сегодня осталось от Древнего Египта и его верований, кроме того осколка идей Эхнатона, преобразовавшихся в Яхве, Аллаха и прочих продуктов буйной фантазии поэтов и писателей? Иных уж нет; а те далече, как Сади некогда сказал.

При прочтении поэмы «Граф Нулин» меня особенно заинтересовали происхождение и этимология фамилии «Лидин». Это, кроме фамилии графа «Нулин», которая может означать «Точку начала отсчёта» единственная фамилия во всей поэме. По рифме здесь можно было бы подставить очень много всего, однако, почему именно «Лидин»?  Неужели Пушкин употребил эту фамилию случайно? Исходя из высочайшей значимости каждой детали в произведениях Пушкина, это совершенно исключено. Фамилия «Лидин» появляется в пьесе Павла Александровича Катенина «Сплетни». На первый взгляд ничего общего между «Графом Нулиным» и «Сплетнями» нет. В кандидатской диссертации доцента МГУ Акимовой Марины Вячеславовны, посвящённой творчеству Катенина «Стихотворное наследие Катенина :Вопросы текстологии и научного комментирования» утверждается что Катенин никак не повлиял на творчество Пушкина. Акимова приводит письмо Пушкина Катенину, в котором тот пишет, что вообще не читал его пьесы. Акимова уделяла такое маленькое внимание влиянию Катенина на Пушкина, что даже ошиблась в своей диссертации в дате процитированного письма. Вместо 1822 года, она датирует пушкинское письмо 1826 годом, хотя по существу эта разница очень существенна. В 1822 году Пушкин ещё не начинал писать «Евгения Онегина», а в 1826 уже заканчивал его. Между тем, ситуация, которая описывается в Катенинских «Сплетнях» имеет высочайшее значение для понимания не только ситуации, описанной в «Евгении Онегине», но также и в пьесе Грибоедова «Горе от ума», как бы объединяя все эти три произведения с концептуальной точки зрения в единое целое.

Если роль Лидина в «Графе Нулине» может быть сравнена с ролью Моисея в истории возникновения «еврейского народа», то его же похождения в Иудее начала нашей эры в роли Ешуа – это единая тема для «Сплетен» Катенина, «Горя от ума» Грибоедова и отчасти «Евгения Онегина» Пушкина. Но об этом стоит начать новую захватывающую историю.

Странные сближенья в поэме А.С. Пушкина «Граф Нулин»: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *