Злокачественная любовь в поэме А.С. Пушкина «Кавказский пленник».

Вирус HIV под микроскопом
Вирус HIV под микроскопом

Можно ли назвать «богом» злокачественную любовь? Смысл стихотворения А.С. Пушкина «Талисман». Чем навеяна история в поэме «Кавказский пленник». Примеры злокачественной любви в медицине. Развитие отношений Онегина и Татьяны в «Подростке» Достоевского. Причины падения СССР и бизнеса персональных компьютеров у IBM.

Устойчивое словосочетание «бох – это лубоффь» включает в себя тождество двух трудноопределимых понятий. И для термина «бог» и для термина «любовь» не существует двух людей, которые бы одинаково ответят  на вопрос, а что же это такое. Обыкновенно, под обоими понятиями понимают что-то положительное и приятное, однако существуют случаи, когда любовь может представлять собой  страшное оружие, поскольку главным врагом оказывается ближайший друг. Разве можно причинить зло тому, кого любишь? Но если он или она безразличны, то рано или поздно близкие отношения с таким человеком приведут к трагедии. Эта проблема детально рассматривается А.С. Пушкиным в поэме «Кавказский пленник».

Историческими основами для написания поэмы Пушкиным-пророком является трагедия отношений бога и евреев, что привело к гибели иудейского проекта, а также месть евреям и Римской империи за равнодушие к богу. В этом смысле творчество А.С. Пушкина может быть рассмотрено в качестве своеобразного Талисмана, который способен защитить от трагедий связанных с равнодушием близких людей. Стихотворение Пушкина «Талисман», объясняет это так:

От недуга, от могилы,
В бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасет мой талисман.
И богатствами Востока
Он тебя не одарит,
И поклонников пророка
Он тебе не покорит;
И тебя на лоно друга,
От печальных чуждых стран,
В край родной на север с юга
Не умчит мой талисман….
 
Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцалуют не любя —
Милый друг! от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!“

Когда я жил в США, со мной произошла трагедия, единственной причиной которой было равнодушие ко мне и моим проблемам самого близкого человека, жены. В критической ситуации, когда от неё потребовалась активная помощь, она решила, что ей безразлично, что будет со мной и это привело к полному уничтожению моей американской жизни, в результате чего, вся моя работа и карьера к которой я стремился много лет, накрылась медным тазом, а двое детей остались без отца. Считая свою жену другом, я не мог выступать против неё на суде, а суд исходя из того, что было в его распоряжении, вынес смертный приговор моей американской жизни. Жена при этом безмолвствовала. Теперь я пожизненно не имею права ступить на землю США и уже много лет не видел своих детей.

Я не уверен, насколько правдивой и историчной могут быть фактические события, описанные в поэме «Кавказский пленник», но исходя из психологии тех чернооких арабских женщин, которых я встречал по жизни мне сомнительно, что у них могла бы возникнуть  сильная любовь к русскому. Это люди совершенно другой и возможно несовместимой с русскими психологии, хотя любовь как известно зла… Более реалистичными можно назвать отношения нарисованные Лермонтовым в «Герое нашего времени» между Печориным и Бэлой, однако и в этом случае ничего хорошего от такой связи ожидать не приходится. Поэтому я не думаю, что стоит ассоциировать черкешенку из «Кавказского пленника» только с народом черкесов. Не зря А.С. Пушкин в первой главе «Евгения Онегина» назвал «деву гор» своим идеалом, что перекликается с его «милым идеалом Татьяны», которая «русская душою сама не зная почему». В поэме «Кавказский пленник» имеет смысл рассматривать только конкретный психологический портрет черкешенки безотносительно к её этнической принадлежности.

В медицине злокачественная любовь ассоциируется, прежде всего, с такими страшными заболеваниями, как рак и СПИД.   В обоих случаях принципиально чужеродный, злокачественный объект по какой-то непонятной причине рассматривается другом, которому требуется всячески помогать. В случае рака организм ведёт себя по отношению к опухоли точно так же как и по отношению к зародышу своего ребёнка. Наверное, то же самое происходило бы, если вместо яйцеклетки объектом зачатия была бы одна из стволовых клеток в произвольном месте организма. Имеется много примеров, когда операции со стволовыми клетками, например при омоложении, приводили к развитию раковой опухоли. В случае СПИДа находчивый ретровирус HIV паразитирует на T-лимфоцитах, играющих в человеческом организме роль осведомителей для органов государственной безопасности. Т-лимфоциты отвечают за приобретённый иммунитет, то есть способность уничтожать чужеродные и потенциально опасные микроорганизмы, которые попадали в организм ранее. Поскольку тимус по какой-то причине считает вирус «своим другом», то отбраковывает все лимфоциты, которые производятся для борьбы с HIV, что приводит, в конце концов, к полному обвалу всей системы государственной безопасности организма.

Эпиграфом к третьей главе «Евгения Онегина» является цитата из второй песни поэмы Мальфилатра «Нарцисс или остров Венеры». Нимфа Эхо, которую богиня Гера лишила голоса, умерла от неразделённой любви к Нарциссу, поскольку не могла с ним говорить.  Дочерью нимфы Эхо и бога Пана была Ямба по имени которой был назвал любимый стихотворный размер А.С. Пушкина.

«Она [нимфа Эхо] была дева [и стало быть, любопытна, как все девы]; она была [мало того] влюблена… / Но я ей прощаю [как надлежит простить моей Татьяне]; вина ее лишь в том, что она любила [ср. „ЕО“, глава Третья, XXIV]. / Так пусть же ей простит и судьба!»

Её вина была лишь в том, что она любила и любовь явилась причиной её гибели. Но, Татьяна не бросилась с горя в реку и подобно Наташе Ростовой  перенесла трагедию спокойно и разумно. Татьяна, в конце концов, нашла себе достойного мужа – генерала, став  звездой Москвы. При этом, она ничуть не изменила своей любви, оставшись «прежней Татьяной» и даже сумела влюбить в себя Онегина. Однако, многие интересовавшиеся романом «Евгений Онегин» предполагают, что даже если Татьяна станет вдовой, то и в этом случае не согласится стать женой Онегина. Я полагаю, что вариант развития отношений Татьяны и Онегина после смерти генерала рассмотрел Ф.М. Достоевский в книге «Подросток». Там, Онегин – это Версилов, а Татьяна – это вдова генеральша Катерина Николаевна Ахмакова. Правда, в Татьяну влюблены одновременно и сын и отец, как в Грушеньку Митя и Фёдор Карамазовы. Татьяна Павловна говорит Аркадию Долгорукому:

— Э, убирайся, шут! Сам-то небось тоже, как воробей, влюблен — отец с сыном в один предмет! Фу, безобразники!

Но, я думаю, что оригинальная «дева гор» и Татьяна, в общем, не имеют к героям Достоевского прямого отношения. Достоевский проводит тонкий психоанализ безотносительно к тому, что нарисовал А.С. Пушкин, правда, немного пародируя его.

В четвёртой главе «Евгения Онегина», Евгений очень резко и холодно отказывает Татьяне и это перекликается со строками стихотворения Пушкина «Безверие»:

Дрожит, и между тем под сенью темных ив,
У гроба матери колена преклонив,
Там дева юная в печали безмятежной
Возводит к небу взор болезненный и нежный,
Одна, туманною луной озарена,
Как ангел горести является она;
Вздыхает медленно, могилу обнимает —
Всё тихо вкруг его, а, кажется, внимает.
Несчастный на нее в безмолвии глядит,
Качает головой, трепещет и бежит,

Почему он от неё бежит? Потому что не хочет давать ей ложных надежд и обещаний, которые могут привести к самым печальным последствиям. Вера, которая создаёт иллюзию психологического спокойствия, не имеет ничего общего с реальностью и такая вера – это «уста, которые целуют не любя» и такие поцелуи могут привести только к трагедии. Именно уста, которые поцеловали Западную Римскую Империю не любя, привели к её падению. Христианство появилось на территории Римской империи точно так же, как и кавказский пленник у черкесов:

Но пленник хладный и немой,
С обезображенной главой,
Как труп, недвижим оставался.
Лица врагов не видит он,
Угроз и криков он не слышит;
Над ним летает смертный сон
И холодом тлетворным дышит.

Первые годы христианства известны жёсткими репрессиями Нерона. Идеология христианства не имела никакого отношения к инфраструктуре римской государственной или религиозной инфраструктуры, тем не менее, смогла привлечь на свою сторону большое количество сторонников. Меч кесаря или светская власть и чудо – религия являются главными основами существования цивилизации  и это хорошо когда они работают вместе. Если же чудо выступает против меча кесаря… тогда хлеба достаются кому-то другому и в случае Западной Римской империи хлеба достались варварам. Подобно черкешенке, любой житель империи, принявший христианство фактически становится идеологическим врагом империи. Широкое распространение христианство приобрело среди римских легионеров, то есть защитников. Пленник у Пушкина не имеет ни малейшего желания связывать свою жизнь с черкешенкой. Он полон мыслей о своей прошлой жизни, об уничтоженных мечтах и неразделённой любви. В ауле он раб и никогда не станет своим, а «своя» черкешенка после того, как полюбила пленника уже никогда не сможет вернуться в аул. Римская империя оживила разрушенный проект, напоила его кумысом. Дева гор узнала «восторги сердца». Она забыла «мир земной» и хотела, чтобы пленник забыл свободу, родину и чтобы он в пустыне стал царём её души…  Татьяна хотела того же:

Я жду тебя: единымъ взоромъ
Надежды сердца оживи,
Иль сонъ тяжелый перерви,
Увы, заслуженнымъ укоромъ!

Пленник объясняется с черкешенкой также по Онегински:

Забудь меня: твоей любви,
Твоих восторгов я не стою.
Бесценных дней не трать со мною:
Другого юношу зови.
Его любовь тебе заменит
Моей души печальный хлад;
Он будет верен, он оценит
Твою красу, твой милый взгляд,
И жар младенческих лобзаний,
И нежность пламенных речей

Такая позиция пленника не оставляет черкешенке и шанса на выживание. После того, как она освобождает из цепей, и он уходит, ей больше ничего не остается, как утопиться. Символически, после того, как христианство стало государствообразующей составляющей Византии, Западная Римская империя умерла. По аналогии с иудейским проектом, евреи поступили с богом также как и пленник с черкешенкой, не оставив богу ничего другого, как всё разрушить и создать «гениальное злодейство».

Падение СССР произошло по тому же самому сценарию. Коммерческие отношения, то есть элементы капитализма, введённые Горбачёвым для «оздоровления» экономики привели к тому, что многие активные деятели коммунистической партии вместо марксизма-ленинизма стали делать деньги по капиталистическому принципу, что фактически дискредитировало государствообразующую идеологию. Падение империи стало неизбежным. Российская Федерация заняла по отношению к СССР такое же положение, как и Византия по отношению к Древнему Риму. Христианство ответило на природную тягу человека к «чуду», что фактически есть «ярмо с гремушками, да бич» и избежать распространения христианства не было никакой возможности. В СССР аналогичную роль сыграло всемирное тяготение к «хлебам». Когда было разрешено личное обогащение в неограниченных количествах с помощью частного предпринимательства, у социалистической экономики не осталось шансов на выживание.

Расширенному анализу процессов, которые привели к смерти черкешенку, Западную Римскую империю и СССР полностью посвящена книга льва Толстого «Анна Каренина». Никто из толкователей не смог дать ясного объяснения странному эпиграфу к этой книге, взятой из библейских сказаний: «Мне отмщение и аз воздам». По смыслу речь идёт о полной прерогативе бога за наказание по вердикту «божьего суда». Но если речь идёт о гибели Римской империи, то  «Анна Каренина» объясняет, каким именно образом было совершено правосудие за разрушенный иудейский проект. Христианство по отношению к Риму выступало в роли Вронского по отношению к жизни Анны, точно также как и частное предпринимательство выступало по отношению к СССР. Интересно, что гибель Византии от рук исламских фундаменталистов произошло не раньше, чем возник Третий Рим, то есть Москва на территории среднерусских равнин, что должно было, по-видимому, обеспечить преемственность божественных проектов.

Нужно подчеркнуть, что злокачественная любовь, как оружие широко распространена не только в мировой истории и микробиологии. Благодаря аналогичному процессу возникла и развивалась фирма Microsoft. Билл Гейтс предложил свои услуги фирме IBM по созданию операционной системы для персонального компьютера, который и сегодня по инерции некоторые называют «IBM PC». IBM не видела большого смысла тратить много денег на такой несущественный проект, как настольная игрушка, поэтому использовала свой третьестепенный бросовый процессор и для создания операционной системы привлекла стороннюю фирму. Microsoft по отношению к IBM оказался таким же «злокачественным другом», как и христианство по отношению к Риму или евреи по отношению к богу.  Скоро оказалось, что персональные компьютеры фантастически популярны в самых широких кругах. Технология компьютерного железа для IBM PC могла быть спокойно клонирована любой сторонней компанией и единственно, что оказалось востребованным от первоначального союза IBM и Microsoft – это операционная система Windows, лицензия, на создание которой так и осталась на фирме Microsoft.

В 1990 году, когда американцы активно развивали свои рынки сбыта в СССР, я присутствовал однажды на лекции представителя фирмы IBM на выставке компьютерной техники, на ВДНХ. Он очень горячо рассказывал о планах IBM на попытку возвратить себе рынок персональных компьютеров. Это было, правда, похоже на последний вздох умирающего. Они пытались, наконец, создать свою собственную операционную систему OS/2, однако догнать Била Гейтса им было уже невозможно, и IBM полностью лишился всего своего бизнеса, связанного с малыми компьютерами.  За развитием фирмы Microsoft я мог наблюдать, когда учился в аспирантуре в Массачусетсе.  Это хорошая стратегия войны против тех, у кого нет «Талисмана» А.С. Пушкина.

Злокачественная любовь в поэме А.С. Пушкина «Кавказский пленник».: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *