Страшный суд Исаака Левитана

Эзотерическая символика и подробный анализ картин Исаака Левитана «У омута», «Над вечным покоем», «Владимирка».


И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых,-
Кони просят овсу, но и я закусил удила.
Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок
Я тебе привезу: ты меня и из рая ждала!

В.С. Высоцкий «Райские яблоки»

Андрей Рублёв и Исаак Левитан

В статье про эзотерическую символику иконы «Умягчение злых сердец», я показал, что эта картина содержит достаточное различных «тайных знаков», которые относятся к сферам Каббалы, картам Таро и проч. Исходя из моей трактовки этих «тайных знаков», я сделал предположение, что картина УЗС может представлять собой некое зашифрованное сообщение внеземного разума типа Соляриса, которое рассказывает человечеству о самых фундаментальных свойствах устройства Вселенной. Сейчас я покажу, что информация, включённая в УЗС, которая была создана во второй половине 90-х годов XX века дублируется в триптихе Исаака Левитана конца XIX века, включающего его самые известные картины — «У омута» (УО), «Над вечным покоем»(НВП) и «Владимирка» (ВК). Само наличие такой корреляции является ещё одной предпосылкой для доказательства существования земного внеземного Соляриса, который и является реальным автором всех вышеперечисленных произведений искусства, который находится вне временных рамок. По определению «пророк» — это такой человек, который говорит или создаёт произведения искусства не от своего имени, а от имени Соляриса. Особо важным условием доказательства легитимности статуса «пророка» является факт, то сам художник никогда не вкладывал в свои произведения того смысла, который в действительности там отражён — а следовательно его участие в создании артефакта
совершенно исключается. В случае УЗС, статусом пророка обладает художник Шилов, а в случае триптиха Левитана — соответственно Левитан.

Общая тематика картин УО, НВП, ВК может быть названа «Страшный Суд» по аналогии с традиционной христианской тематикой. В русской иконографии самым известным художником, который создал оригинальное и нетрадиционное изображение «Страшного Суда» был Андрей Рублёв. Вместо того, чтобы показывать «грешников» жарящихся на костре и проч. Андрей Рублёв изобразил «Страшный Суд», как праздник — (вики) традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Многое указывает на то, что Исаак Левитан и Андрей Рублёв — это различные воплощения одного и того же человека и создание Левитаном триптиха «Страшный Суд» в виде набора из трёх обыкновенных картин ещё одно тому подтверждение. Интересно, что если монах-иконописец получивший постриг в Троицком монастыре и творивший в Андронниковом, рождается снова в семье евреев, то это должно привести к серьёзному внутреннему конфликту, связанному с серьёзными противоречиями между русским и еврейским национальным характером. Обладая русским характером и психотипом, но являясь про этом по номиналу евреем — Левитан вынужден находить компромисс. Судя по всему именно это является причиной такой глубокой грусти, которая заключена почти во всех его картинах. Еврей отнюдь не чуждается православной символики (Сравните: «Вечерний звон») и способен вызвать в себе глубокое религиозное чувство при виде именно такой церкви к которой он был привычен в роли Андрея Рублёва — старой церкви XV века в Плёсе. При этом он предпочитает безличные образы чистой природы, при помощи которых передаёт различное «настроение». Среди всех картин Левитана выделяются три с особо глубоким эмоциональным содержанием. Они называются «мрачной трилогией Левитана» и если картина Шилова УЗС показывает холоднокровную и бескомпромисную женщину, то картины Левитана УО, НВП, ВК наоборот проникнуты глубоким чувством и способны передать «настроение». Они значительно мягче и проще для восприятия, но для понимания информации заключённой на этих картинах, знакомство с УЗС обязательно. Начнём теперь по-порядку.

Картина «У омута» (1892 г.): От смерти до нового рождения

Картина «У омута» была задумана и начата в 1891 году, когда он жил в деревне Затишье в Тверской губернии , которая ныне находится на территории Старицкого района Тверской области. История написания картины «У омута» связана с утопленницей. Левитану понравился пейзаж омута около старой разрушенной мельницы и он начал делать набросок карандашом. Увидев, что он рисует, хозяйка имения, баронесса Вульф, рассказала ему предание, которое ранее вдохновило Пушкина на написание драмы «Русалка». Согласно преданию, у её прадеда был молодой слуга-крепостной, который влюбился в дочь мельника, и эта любовь была взаимной. Когда прадед про это узнал, он разгневался и повелел отдать своего слугу в солдаты, после чего его любимая утопилась. В стихотворении Пушкина «Русалка», показано своеобразное моральное грехопадение попа перед живой , но не совсем обыкновенной женщиной — русалкой. Женщина была голой и поэтому перед ней монах «дрожал от страха». Реальная, «тёплая» и совершенно живая, но в то же время мифологическая женщина уничтожила в ноль все его «занятия суровые, посты и молитвы». В данном случае реальные и серьёзные (ну очень!) «занятия суровые и молитвы» связаны с миром виртуальных образов не имеющих к реальной жизни никакого отношения… а реальная и тёплая к тому же ещё и голая женщина представляет собой своеобразную материализацию мифологического персонажа, русалки. Одно из представлений древнерусской богини Макошь было именно такое — Русалка. Мост в старинных русских былинах и преданиях связан с так называемым «Калиновым мостом», который является мостом от живых к мёртвым. Переход через Калинов мост — смерть и в тоже — встречаться с кем-то на Калиновом мосту — значит любить. Калинов мост — символ перехода из одной ипостаси в другую — например замужество. С одной стороны это сразу настраивает на то, что мы имеем дело с достаточно драматическим событием, а с другой на то, что картина символизирует именно замужество адресата и языческой богини Макошь.

Существует сильная корреляция между картиной УО и верхней частью УЗС. Слева показана разрушенная плотина с двумя столбиками в конце. Число 2 (буква Бет) означает материальное воплощение, так что это может символизировать просто смерть. Доска ведущая к трём брёвнам напоминает букву «Заин» — то есть «Я». Три бревна или число 3 (буква Гимел) означают «мост» — опять же между жизнью и … следующей жизнью. Хорошо видно, что там где кончаются три бревна — продолжаются двойные доски — что возвращает нас к числу 2 (буква Бет) на разрушенной плотине. Таким образом — картина «У омута» символизирует процесс умирания и возрождения с материальной стороны — то есть как это выглядит «на поверхности». Далее, тропинка скрывается в глубине таинственного и неопределённого леса, что говорит о том, будущее не ясно. Если долго всматриваться в эту картину, то создаётся ощущение некого торжественного события, которое должно означать одновременно и таинство Смерти и таинство Рождения. И в то же время — это приглашение к брачному союзу с Русалкой, которая и обитает в этом омуте.

Над вечным покоем (1892): Храм Души и «небесное царство»

Картина НВП детализирует «Три бревна» и является аналогом центральной части УЗС. (Вики) В письме к П. М. Третьякову 18 мая 1894 года художник писал о своей картине: «Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…». В другом письме он писал: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!»

Центром всей композиции является деревянная церковь образца XV века, состоящая из трёх отделений. Число 3 (буква Гимел) обозначает мост — это является своеобразной связующей гранью между картиной НВП и УО. Если точнее, то центром всей картины является маленький огонь в окне старой церквушки — единственное светлое пятно на всей НВП. По аналогии с УЗС, нужно предположить, что церквушка здесь символизирует «Храм Души» — на УЗС это ладони женщины, сложеные домиком. Традиционное описание НВП включает связь неба над церквушкой с «небесным царством», а кладбище с «кладбищем» и как бы это определяет название картины «Над вечным покоем» — понятно — кладбище, значит — покой. Моя интерпретация названия картины отличается от традиционной и соответсвует идеологии УЗС. Обычно считается, что небо в НВП — это «царство небесное» и что церквушка осуществляет связь между «земным» и «духовным». Я же считаю, что если церквушка — это Храм Души, она расположена между «царством небесным», то есть царством вечного покоя которое обозначается серией могилок — результатов различных жизней и реальной жизнью которую символизирует небо. Как я упомянул выше, прототипом церкви НВП послужила художнику деревянная церковь в Плёсе, построенная ориентировочно в XV веке. Это была самая обыкновенная, традиционная церковь для времени Андрея Рублёва, но в XIX веке такая архитектура могла показаться странной. Тем не менее судя по книге Ивана Евдокимова для Левитана это было потресением. Евдокимов пишет, что он попросил священника провести обедню, чтобы проникнуться духом старины и «веры».

Священник сначала не соглашался служить в опасном месте, церквушка была на гране разрушения. Художник настаивал. Наконец он позвал дьячка. Старики служили обедню для двух любопытных людей. Было все по порядку. подсвечниках. Заказчики просили, чтобы риза на священнике была самая древняя, какую только можно достать в Плесе. Священник перерыл всю свою ризницу, нашли ризу столетней давности, из золотой, потускневшей парчи. Уже в самом начале обедни, при первых возгласах, Левитан заволновался. Софья Петровна заметила на глазах его слезы. Вдруг он наклонился к ней и стал расспрашивать, как и куда ставят свечи. Батюшка и дьячок служили, косясь на удивительного богомольца, который ни разу не перекрестился, но бродил у иконостаса с пучком свечей и ко всем образам ставил их. Щеки Левитана заалелись. Он конфузился улыбающейся Софьи Петровны и старался смотреть мимо нее.

Если «небесное царство» представляет собой то, что символизируют могилки, а небо над церковью — реальную жизнь «в миру», то становится ясным смысл названия картины. Храм Души располагается НАД «небесным царством», а над Храмом Души расположено многообразие реального мира. Такое взаимное расположение «вечного покоя», «Храма души» и «Реальной жизни» в точности соответствует аналогичному расположению элементов в центральной части УЗС. Важно отметить что участок суши, на котором расположена церквушка похож на отдельный остров. Дальше по течению реки (жизни) расположен другой островок. Ассоциативно это напоминает «острова» в фильме Тарковского «Солярис». Каждый такой остров — это остров отдельного человека, на котором расположен храм его души, и все те «несметные сокровища», которые он сумел к этому времени собрать. И все эти острова как бы движутся по течению жизни в одном направлении.

Владимирка: Свет в конце тоннеля

Название этой картины можно представить как «Владимир К». Возможно это указывает на какого-то Владимира. Букву «К» можно понять как «Key» — ключевой… В моей интерпретации имеется в виду Владимир Высоцкий, чьё творчество должно быть рассмотрено ключевым для дальнейшего рассмотрения темы. Для всего моего проекта Владимир Высоцкий представляет собой самое важное, первостепенное значение и ассоциируется с Иоанном Крестителем, а также Буддой Шакъямуни и Александром Сергеевичем Пушкиным. Слово «Будда» значает «просветлённый» и буддистская идея «просветления» определяет путь, в конце которого можно выйти из круга сансары и следовательно найти способ как избежать страдания. Главными элементами картины являются наложенные друг на друга две еврейские буквы «Коф» и «Хэт». Использование этих букв тождественно соответсвующему месту в нижней правой стороне УЗС. Таким образом центральная часть Владимирки описывает процесс выхода из круга сансары посредством создания новой Вселенной, материальной реальности, которое само по себе является чудом, противоречащим естественному ходу событий.

Центральное положение в картине занимает «голубец». Левитан сделал голубец кирпичным — оригинал был деревянным. Именно такими были верстовые столбы. Таким образом, Левитан нарисовал верстовой столб- голубец. Вместе с дорогой это должно по-видимлму символизировать круг сансары. Каждый верстовой столб-голубец символизирует отдельный Страшный Суд, изображённый на картине Над Вечным покоем. Дорога по «Вертикали» (опаньки…) повторяет терминологию Владимира Высоцкого, означающую духовное развитие. Дорога состоит из трёх полос что опять же является символом того самого «моста», который изображён на УО. И верстовые столбы «По Вертикали» также отражают своеобразный линейный вид круга сансары. Тропинка слева направо символизирует движение в сторону завершения всего цикла перерождений и выхода в новое «просветлённое состояние» при котором человек фактически превращается в новую Вселенную. При этом, церковь вдали — это символ «Храма души» строительство которого представляет собой основную цель всего процесса в целом и является связующим звеном с картиной НВП.

Подведя итог, можно очень коротко выписать ключевые идеи вписанные в «трилогию» или «триптих» Левитана «Страшный Суд»:

  • «У омута» описывает процесс смерти, как переход из одной жизненной реальности в другую
  • «Над вечным покоем» — Храм души между загробным «небесным царством тьмы» и жизнью-небом
  • «Владимирка» — общий вид показывающий путь через последовательность жизней к конечной точке выходу из круга сансары в качественно новое состояние.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *