Последняя любовь Моисея

Как был создан первый фонетический алфавит и первый еврейский закон. Ессеи и халдеи в еврейской истории. О чём молчит Мёртвое море…

Луна проскользнет сквозь ворота тумана
И в лужах застынет вода
Вновь айсберг разделит судьбу океана
Сорвавшись в ночи в никуда
А северный ветер за кругом полярным
Где вечно зима и мороз
На карте Вселенной рисует снежинки
Для девочки с улицы Роз

Это всё для тебя“, Ю.Варум – К.Крастошевский

Моя версия еврейской истории, (“Еврейский коктейль” и “Золотой город для шумерской принцессы” закончилась тем, что новое сообщество прото-еврейского народа оказалось разделённым на две половины. На одной стороне в районе города Хеврон поселились Аарон и Мариам, основав так называемое “колено Иуды”. На другой стороне в городе Шило поселились Моисей и угаритская принцесса Сепфора, основав достаточно пёстрое сообщество всех остальных еврейских колен, а также косвенно и финикийский народ. Казалось бы такое положение можно было бы назвать хэппи энд и концом сказки… но при элементарном рассмотрении оказывается, что такой вывод содержит в себе много противоречий.

Два основных противоречия заключаются в следующем. Если всё так, то у Моисея не было бы необходимости создавать новый алфавит, а судя по всему в древней истории другого кандидата на это изобретение не находится. Действительно выходцы из Египта прекрасно могли писать иероглифы, а угаритская культура включала в себя неплохую угаритскую письменность, основанную на шумерской клинописи. Зачем придумывать что-то ещё? К тому же не вполне объясняется необходимость для Моисея заниматься философскими вопросами о природе бога и происхождения мира, если его главной задачей было осуществление независимости от Египта и основание нового сообщества. Всё его окружение до этого момента, по-видимому, смотрело на его искания в области абстрактных истин, довольно прохладно, и в то же время вполне возможно, что именно это он считал главным делом своей жизни.

Не смотря на то, что еврейское общество было всегда разделено на две части – Израиль и Иудею, идеологически в еврейском обществе существовали не две, а три главных прослойки. Кроме первой – саддукеев, которые неплохо коррелируют с Израилем, второй – фарисеев, которые коррелируют с Иудеей и коленом Иуды, существовали ещё и ессеи, стоявшие в стороне от государственных и общественных проблем, и не ассоциировавшихся ни с какими государствами и коленами. Откуда тогда взялись они? Исходя из высочайшей консервативности еврейского народа, необходимо предположить, что истоки ессеев нужно также искать в самом начальном периоде еврейской истории.

Что известно об ессеях? Они очень ценили древние тексты и рукописи и сохраняли их очень тщательно и аккуратно. Благодаря ессеям были найдены Свитки Мёртвого Моря. Можно предположить, что изначально они очень способствовали распространению письменности. Ессеи больше других еврейских подгрупп почитали Моисея, считая его вторым после бога. Хула на Моисея каралась смертью. Ессеи вели достаточно аскетичный образ жизни, часто удаляясь в малонаселённые области. Они тяготели к полной независимости от окружающего мира и архаичному социализму. Старались производить всё сами и не общаться с торговцами, признавали только общественную собственность. Старались не говорить ни о чём “житейском”, а были ортодоксальными философами. Некоторым особо отличившимся ессеям приписывали дар предсказывать будущее. Ессеи верили в предопределение.

По мнению некоторых исследователей (напр. Неандера) ессеи произошли от халдеев со времён вавилонского плена. Но было ли это именно во время вавилонского плена или же ещё раньше. Посмотрим, а кто вообще были эти халдеи. Кстати, считается, что в евангелиях “восточные мудрецы”, которые пришли поклониться родившемуся Иисусу были именно халдейские волхвы-маги.

Прежде всего, обращает внимание язык халдеев. Они вообще-то говорили на арамейском. Язык, на котором во времена Давида были записаны первые источники Пятикнижия J и E был древнееврейский. Предположительно, древнееврейский был искусственно создан именно с целью написания “святого писания” нового государства Давида. Оригинальный язык старых текстов уже почти никто не понимал, а язык окружающего общества был финикийский. Можно
предположить, что древнееврейский стал во времена Давида таким же мертворождённым языком, созданным с целью справления религиозных потребностей, как на Руси языком священного писания у православных священников стал искусственно созданный диалект болгарского — церковно-славянский язык. Вполне реально, что церковно-славянский так относится к русскому, как древнееврейский к арамейскому. Исходя из гипотезы того, что ранняя история развития России в некоторых отношениях моделирует возникновение, и развитие раннего еврейского государства такая аналогия находится вполне в теме.

Примечательно, что тексты “Пятикнижия” после возвращения из вавилонского плена были как раз написаны на арамейском, то есть языком который в то время был языком межгосударственного и межнационального общения, что вообще-то говорило о высоких качествах и возможностях этого живого языка. Как известно во времена, когда происходят события нового завета языком Иудеи был именно арамейский, хотя богослужения по прежнему велись на (церковно-славянском) древне-еврейском.

Халдеев описывают, как бедуинов-кочевников, которые занимались колдовством, магией, гаданием, астрологией. Наверное, в наше время они бы напоминали нечто среднее между цыганами и арабскими кочевниками, хотя совместить эти два народа очень трудно. Имеется прямая связь между халдеями и шумерами. Судя по всему в “халдеев” превратились шумерские жрецы. Нужно вспомнить, что население Угарита, где возможно оказался Моисей после первого бегства из Египта, также имело шумерские корни, но не жреческие, а государственные. Интересно, что царь Навуходоносор, с которым связывают тёмное время вавилонского плена был именно халдеем. Происхождение еврейской каббалы также связывают с трансформацией идей халдейских мудрецов. Наверное самое точное этническое представление о халдеях — это бродячие философствующие арабы стилем жизни чем-то напоминающие цыган. Последнее возрождение ассирийско-вавилонского или даже халдейского народа нужно связывать с деятельностью Мухаммеда в 6 веке нашей эры и соответственно возникновением исламского мира.

Древние халдейские маги философы не отрицали культа Мардука… тоже своеобразного варианта единобожия, но у них была своя эзотерическая традиция. Считается, что с подачи халдеев на востоке получили распространение амулеты и талисманы, приёмы магии и гипноза. Шумерские жрецы, родоначальники халдеев хорошо знали астрономию, земледелие, математику, магию, мантику, медицину, искусство заклинаний и заговоров, времяисчисление, метрологию, религию, мифологию и проч . В различных музеях мира сохранились мистические произведения халдеев, записанные на клинописных табличках, это заклинания против злых демонов, астрологические расчеты, различные лечебно-магические наставления. Халдейские астрономы знали, что солнечный год составляет З65 и 1/4 суток, умели предвычислять солнечные затмения. Судьбы народов и государств вычислялись по положению небесных светил. По звездам вычисляли перспективы войны и мира, урожая и неурожая, судьбы правителей и простых людей, дожди и наводнения, голод, болезни и т.д.

Так почему же эта древнееврейская сказка не могла завершиться так, как закончилась статья про “Золотой город”? Психоанализ проблемы можно понять, если рассмотреть психологический портрет Моисея исходя из предположения его последующих воплощений и в частности – что он скорее напоминал поэта Сергея Есенина, чем писателя Михаила Шолохова, революционера Маркса или даже Ленина. Мне представляется совсем тривиальная гипотеза о том, что ему просто стало скучно. Отношения Моисея с Аароном нужно рассматривать в контексте параллели Есенин-Горький…. Они вряд ли могли стать близкими духовно людьми… Отношения с Сепфорой нужно моделировать исходя из связки Есенин-Айседора Дункан. Пастух и угаритская принцесса…. сильная, активная, доминантная мечтающая о независимости и “золотом городе”…. Но… союз Есенина и Дункан не мог быть долговечным и стабильным.

Чтобы понять психологию ситуации нужно обратиться к произведению Достоевского “Идиот”…. Действительно, нечто общее между князем Мышкиным и Анастасией Филипповной было, и Мышкин определённо отмечал и особенно выделял её среди остальных. Да и Анастасия Филипповна, в общем, поначалу не отказала Мышкину в его предложении на ней жениться… тем не менее конец их романтических отношений был довольно трагичным. Почему эти отношения не могли быть стабильными? Наверное, на эту тему написано множество разных сочинений и психологических аналитических обзоров… но первое, что бросается в глаза – они нравственно несовместимы. В вопросе доминантности они не пересекаются. Мышкин – это идеологический доминант, а Анастасия Филипповна доминантна в материальных вопросах – здесь вроде бы всё нормально… Но именно её доминанта вызвала желание сбежать из под венца, а его доминанта вызвала подсознательное желание её за это убить.

Много вопросов в отношениях между Есениным и Дункан могут быть поняты именно в этом ключе. Американская “принцесса” и русский поэт пастух… они не могли пройти мимо друг друга… но закончилось это, в общем, достаточно печально и возможно общая зачарованность в жизни и в чистоте человеческих отношений была связана именно с проблемами отношений “принцессы” и “пастуха”. Наиболее остро это настроение Есенин выразил в своей поэме “Чёрный человек”… где, по-видимому, “чёрным человеком” он называл самого себя…. Интересно, что возможно египтянин Моисей и урагитка Сепфора также не могли говорить на общем языке, как и Есенин с Дункан. Она не знала русского, а Есенин не знал английский. Когда Моисей пришёл к необходимости задуматься об отвлечённых вопросах, о том, как устроен мир, как он возник, что такое “бог” и проч., то, скорее всего, он обнаружил вокруг себя некий вакуум и никого, кто бы смог его понять или хотя бы обсудить с ним те вопросы, которые его особенно волновали.

Нужно вспомнить, что Тора описывает Моисея, как человека не слишком молодого… ему наверняка было к тому времени уже больше 40-ка лет… хотя именно 40 лет считается “возрастом Моисея”… Нужно также предположить, что к этому времени Моисеем не было написано ни строчки – он всё держал в голове, причём вокруг него не было ни одного человека… ну может быть кроме Аарона с кем у него были неоднозначные отношения… к кем бы можно было обсудить вопросы, связанные с “богом”, происхождением мира” и проч. проч. Действительно, зачем ему создавать новый алфавит, если с египтянами он мог объясниться на языке языческих иероглифов, в Угарите был свой алфавит, а для всех остальных языком лингва-франка была шумеро-аккадская клинопись. Значит в его жизни произошла некая встреча, которая перевернула для него весь мир и по крайней мере возникла необходимость создать новый алфавит… для такого языка и такого народа у которого своего алфавита не было.

Нужно предположить, что Моисей, когда в очередной раз путешествовал по Иудейским просторам… повстречался с кочевниками халдеями, которые были как раз маги и философы и как раз только и делали что размышляли о смысле бытия. Очевидно, не обошлось без романтической истории, и Моисей встретил ту самую, для кого и написал то, что впоследствии трансформировалось в Тору. Разговаривали халдеи на арамейском и следовательно язык для которого был написал первый фонетический алфавит суда по всему был арамейский… Хотя не исключена возможность, что встреченные им халдеи говорили на неком своеобразном диалекте имевшем также отношение и к индоевропейской языковой группе.

Если Сепфора в этом контексте представляется, как “царица во главе золотого города“, то “последняя любовь Моисея” представляется, как “одинокая девушка, сидящая на скалистом берегу и грустно смотрящая на волны Мёртвого моря“. В общем, вполне вероятно, что в результате такой встречи, Моисей бросил свою семью, детей, “золотой город” и ушёл жить и думать к бродячим философам. Для её народа он создал алфавит, записал многие истории, которые к тому времени успел насобирать за свою жизнь и выразил общее понимание о “едином боге”, которое и дошло даже до наших дней. Тем не менее, также вполне возможно, что Моисея, каким он дошёл до наших дней мы знаем в преломлении этой женщины… которая и создала окончательные тексты, которые легли в основу для первых источников, использованных во времена царя Давида. И говоря об этой женщине, совсем не исключается, что мы говорим именно о том человеке, кто первым на земле записал “еврейский закон” создал дошедший до нас образ Моисея… который правда к оригиналу имеет возможно только косвенное отношение. Если Сепфора вдохновила Моисея фактически на создание нового народа, то эта женщина имя которой до нас не дошло… вдохновила его на создание “Святого писания” и фонетического алфавита.

Конечно, представить себе кто была эта женщина практически невозможно, но если бы стояла задача написать художественный роман на заданную тему – я бы проследил следующие воплощения этой женщины. Во-первых, это “святая Татиана”, которая была казнена за отказ молиться римским богам. Потом в России она могла появиться, например, как Анна Кашинская… потом как царица Александра Фёдоровна, жена Николая II ну и наконец, Анна Франк… замученная во времена фашизма… Почему я так думаю, объяснить очень сложно и я с большой степенью вероятности могу ошибаться… поэтому никаких объяснений и доказательств этому не последует.

Это заключительная статья из серии статей посвящённых еврейской истории. Две первых это:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *