Религия и сверхпроводимость

Аналогия явлений религии и сверхпроводимости. Высокотемпературная сверхпроводимость и методы изучения души.

Сравнение общих причин возникновения и относительной стабильности коллективных явлений в обществе и физике может дать возможность обнаружить новые подходы к пониманию и объяснению и того и другого типа явлений. И в физических и общественных науках последовательное объяснение коллективных явлений затруднено, поскольку вовлекает очень большое число независимых или слабо зависимых факторов. Религия возникает обычно вокруг определённой совокупности идей, которые принимаются без доказательства на авторитарной основе в большинстве случаев несовместимой с последовательным научным подходом. Тем не менее, раз возникнув, религия как общественное явление может нормально сосуществовать с окружающим миром практически без взаимодействия с ним – то есть, обладая свойством сверхпроводимости. Даже очевидно противоречащие элементарным научным знаниям и археологии положения могут совершенно свободно существовать и объединять миллионы людей.

Жизнь каждого отдельного человека и общества в целом носит двойной характер. С одной стороны это материальный мир, а с другой стороны духовный. Прямая аналогия с физикой заключается здесь в существовании “корпускулярно-волнового дуализма”. Каждая частица ведёт себя одновременно как частица и как волна, причём духовная составляющая аналогична волновым свойствам материи, а материальная – корпускулярным. Духовная составляющая обладает свойствами объекта со спином 1: суперпозиция двух одинаковых волновых функций энергетически выгодна. И наоборот материальный мир разделяет людей – своя рубашка и свой кошелёк всегда ближе к телу и аналогично частицам со спином 12 здесь присутствует аналог запрета Паули. В природе сверхпроводимость возникает тогда, когда частицы со спином 1 объединяются в один коллектив где волновые функции каждого члена полностью когерентны – для того чтобы покинуть такой коллектив частица должна совершить работу которая превышает уровень взаимодействия частицы с решёткой – то есть с окружающим миром. Материалистическое объяснение религии включает возникновение для этого определённых социально экономических условий – то есть религия есть следствие взаимодействия с материальным миром. Аналогично современные теории существования сверхпроводимости необходимо включают взаимодействие электронов и кристаллической решётки (теория БКШ).

Хотя значение материального развития цивилизации и кристаллической решётки достаточно велико – можно предположить, что основная причина возникновения сверхпроводимости, наоборот, в полной неспособности материального окружения влиять на конденсат. Следовательно, только две величины играют определённую роль – это порог взаимодействия “частицы конденсата” и решётки и энергия выхода частицы из конденсата. Когда энергия выхода становится больше энергии взаимодействия со средой – возникает сверхпроводимость. Если в случае сверхпроводимости электронов можно описать всё это математически – что, к сожалению, выходит за рамки моих возможностей – то в случае с религией математическое описание вряд ли вообще возможно. Главное нужно подчеркнуть, что главное в этом явлении – это тенденция волновых функций с целым спином к склеиванию. Электроны могут объединяться для этого в пары с противоположным полуцелым спином – “куперовские пары”.

Как известно, взаимодействие волны или частицы обладающей свойствами волны со средой тем меньше, чем больше длина этой волны по отношению к относительной шероховатости среды. Так волны сотовой связи с частотой 500-1000 MHz принимаются внутри зданий значительно увереннее, чем волны с частотой 2000-2500 MHz. В кристаллических структурах волновая функция свободных электронов носит периодический характер с характерным масштабом порядка периода решётки. Для того, чтобы такие объекты слабо взаимодействовали с решёткой необходимо чтобы длина волны волновой функции была значительно больше периода решётки. Но идеальных решёток не бывает и, как известно, в совершенно чистых металлах сверхпроводимость не обнаружена. Если решётка не идеальна – то и волновая функция также не идеальна а, следовательно, в результате интерференции волн с различным периодом могут возникать волновые объекты размером значительно превышающим период решётки. Эти объекты волновой природы, имеющие только косвенное отношение к реальным частицам, будут взаимодействовать с решёткой значительно слабее. Поскольку расстояние между электронами в куперовской паре оценивается в сотню периодов решётки – то можно предположить что интерференционные объекты слипающиеся по правилам частиц со спином 1 имеют характерный размер того же порядка.

Я полагаю, что доказательством такой интерференционной теории сверхпроводимости может быть наличие высокотемпературной сверхпроводимости. Это явление, как известно, ни при каких условиях не может быть объяснено теорией БКШ, поскольку энергия тепловых колебаний среды превосходит все допустимые границы этой теории. Но характерной особенностью высокотемпературных сверхпроводников является сложность кристаллической решётки, при которой могут одновременно сосуществовать вложенные друг в друга структуры с незначительно отличающимся периодом. В результате интерференции волновых функций на таких решётках могут возникнуть крупноволновые объекты. Сечение взаимодействия с решёткой таких объектов может быть значительно слабее обычного случая, что и приводит к аномально высокой температуре сверхпроводимости. Чтобы получить такие особенные кристаллические решётки нужно особым образом смешивать и сваривать исходные вещества. Очевидно, что такие многоструктурные кристаллические решётки должны быть менее стабильны, чем обыкновенные решётки, что приводит к меньшей надёжности и долговечности высокотемпературных сверхпроводников.

Главной особенностью любой религии является большой масштаб или длина волны основных идей. Рассуждая о жизни, смерти, послесмертии и таком глобальном понятии как “бог”, можно добиться того, что никакие события в личной, общественной и государственной жизни не смогут никак повлиять на религию. Другой беспроигрышный вариант – это виртуализация идеи. Если идея просто выдумана и вообще не имеет никакого отношения к реальной действительности, то очевидно она также не сможет взаимодействовать со средой. Еврейская угроза и избранность “арийской расы” – козырные идеи Гитлера, позволившие ему создать на некоторое время очень боеспособный и организованный бозе конденсат.

В статье “Все жизни Владимира Высоцкого” я рассмотрел, кем в прошлых жизнях мог быть этот исключительный человек. Переходя от одной инкарнации к другой, мы переносим рассмотрение к всё более высокой степени абстракции, дальше и дальше отрываясь от повседневности, переходя в область наиболее общих и фундаментальных понятий духовного мира. В творчестве Пушкина отразились практически все стороны российского общества первой половины 19 века. Евгений Онегин был назван Белинским “энциклопедией русской жизни”. Поскольку в творчестве Пушкина поднимаются также вечные вопросы нравственности, его творчество всегда будет актуально. Последователи различных более узких направлений всегда старались причесать творчество поэта под свою гребёнку. Так у коммунистов Пушкин был заклятым врагом самодержавия, а у православных поборником патриархального традиционного уклада жизни. Каждый смотрит на него как в зеркало, видя только своё собственное отражение, хотя Пушкин значительно шире.

Полное рассмотрение великого поэта включает его всего, во всём многообразии – но всё же по большей части он существует в своём конкретном времени. Следующая ступень абстракции заключается в рассмотрении гипотезы о том, что Пушкин и Высоцкий – это один и тот же человек в двух последующих инкарнациях. В этом случае получается, что один и тот же объект смог проявить себя в двух совершенно разных эпохах и используя для самовыражения совершенно различные средства. При этом масштаб этого явления значительно расширяется. Теперь мы можем абстрагироваться от конкретной эпохи и конкретного поэтического стиля. При этом мы всё же остаёмся в рамках одной страны и одного языка. Высшая точка абстракции требуется для следующего этапа. Если Высоцкий-Пушкин – это в прошлом также Иоанн Креститель и Будда, то мы выходим в область самых низких частот и рассуждаем уже в масштабах
тысячелетий и всего человечества. Здесь отражается и христианство и буддизм. Становится ясным главная жизненная задача Высоцкого для человечества в целом – а именно критика Буддизма – течения, созданное на основании его же собственных размышлений, когда он был индийским принцем.

В данном конкретном примере один абстрактный объект, объединяющий в себе четыре различных воплощения, одновременно отражается в различных эпохах, теориях, и способах самовыражения. Изучая с этой точки зрения этот объект, мы можем понять, что же в действительности представляет собой материально независимая составляющая у всех людей. Такой подход вполне научен, поскольку изучение может быть проведено совершенно объективно и независимо любым наперёд заданным человеком. И что особенно важно – для этого совершенно необязательно быть глубоким специалистом по буддизму, русской литературе или христианству. Результат такого изучения – идентификация той области человеческого “Я” которое ещё называется “несметными сокровищами внутри себя”. В этом и заключается уникальность такого подхода – ни одна современная философия или религия не может дать последовательного научного метода для изучения такого ненаучного понятия, как “душа”.

Поскольку объект изучения с одной стороны обладает настолько крупным масштабом, что почти не взаимодействует с повседневностью, а с другой стороны является результатом отражения в различных временах, обществах и религиях, то можно говорить о прямой аналогии с эффектом высокотемпературной сверхпроводимости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *