Кого обсуждает “Троица” Андрея Рублёва

Что конкретно изображено на иконе Андрея Рублёва “Троица”? Почему русских тоже можно назвать “избранным народом”. При каких условиях была написана “Троица” и кому она была в действительности посвящена?

Кто из них желаннее, руку сжать кому,
Сердцем растревоженным так и не пойму.
Оба парня смелые, оба хороши,
Милая рябинушка, сердцу подскажи.”Уральская рябинушка”

Меня давно интересовал вопрос – а что же вообще изображено на картине (~иконе) Андрея Рублёва “Троица”. Действительно – сюжет этой картины сильно отличается от стандартных тем иконописи, поскольку показывает трёх человек (~ангелов) распивающих на троих из одной чашки. Не смотря на то, что не сразу понятно, что конкретно там нарисовано и отсутствие однозначного и убедительного объяснения со стороны официальных кругов РПЦ, она является одной из самых прославленных русских икон. Учёные считают что авторство этой картины однозначно принадлежит Андрею Рублёву и создание этой иконы так или иначе связано с жизнью и деятельностью Сергия Радонежского. По общепринятой в настоящий момент версии, основанной на церковном предании, икона была написана “в похвалу Сергию Радонежскому” по заказу его ученика и преемника игумена Никона. Так что же там вообще изображено?

В статье Лучик света от богини судьбы Макошь я обнаружил очень интересную символику, которая может иметь отношение к самым фундаментальным свойствам Вселенной. Общая тематика УЗС дублируется на триптихе Исаака Левитана который я назвал “Страшный Суд”. Тем не менее, на картинах Левитана я не нашёл прямого аналога трём звёздочкам которые находятся в верхней части УЗС и представляли
собой на оригинале иерусалимские кресты, а на традиционных изображениях УЗС – четыре пики. Моим предположением было то, что эти звёздочки символизируют понятие “избранного народа”, то есть того народа, который использутся для создания учебника объективной нравственности. 5-ку крестей при этом можно ассоциировать с евреями, а 4-ку пик с русскими. Интересно, что “русских” никто и никогда не называл “избранным народом”, да и сами они никогда так о себе не говорили. Это является сильным аргументом в поддержку этого тезиса, поскольку исключает возникновение этой идеи из среды самих русских. Для сравнения нужно вспомнить, что самосознание евреев как “избранного народа” хорошо известно. При этом и сами евреи и окружающие народы именно так и полагают, что подтверждается повсеместным использованием еврейских национальных сказок, как основной базы для всех существующих авраамических религий. В то же время, привилигированое положение по отношению к “создателю учебника нравственности” ставит евреев в очень невыгодное положение, поскольку часто именно такое положение составляет основу для антисемитизма. Русских также многие не любят в мире… но по крайней мере это никогда не связывалось с “избранностью” или особым привилигированным положением по отношению к Солярису. Анализируя картину Андрея Рублёва “Троица”, я пришёл к выводу, что она как раз и описывает принципы создания “избранного народа”, причём с использованием символики, характерной для еврейской традиции – речь там идёт тем не менее – о русском народе.

Общий сюжет картины имеет отношение к известной истории из библии с которой связывают создание нового народа “евреев”. Ветхозаветный сюжет “Гостеприимство Авраама”, изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия, повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти “народ великий и сильный”, в котором “благословятся… все народы земли”. Собственно насколько я понимаю – это единственный пример из религиозной литературы где прямо рассказано, что некий народ создаётся искусственно с конкретной целью – научить все остальные народы уму разуму.

Всё конечно так… но меня смутил тот факт, что сюжет описывающий искусственное создание избранного еврейского народа, стал одной из самых почитаемых икон в РПЦ, относящейся к евреям довольно холодно… И вообще если картина описывает сюжет из еврейской истории – какое это вообще может иметь отношение к Руси и русским??? Простое объяснение, что этот сюжет стал так знаменит в России совершенно случайно кажется несерьёзным. Чтобы провести параллели сюжета картины и русским народом нужно детально посмотреть какая символика и с какой целью там используется. В какой степени сам Андрей Рублёв понимал, что он вообще изображает, не вполне понятно. Достаточно подробного анализа этой картины до сих пор ещё не было, хотя многие ключевые особенности были так или иначе отмечены многими.

Андрей Рублёв "Троица"
Андрей Рублёв “Троица”

На картине изображены три “ангела”, сидящие вокруг центра всей композиции – чаши, в котрой находится голова “жертвенного тельца”. Символическое понятие “испить чашу до дна” означает достойно перенести всё, что предстоит испытать в сложной жизненной ситуации и впервые появляется в книге пророка Исайи:

51.16 И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: “ты Мой народ”.

51.17 Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил.

 Это должно означать, что “объективный нравственный Закон” сказан устами “пророков” избранного народа, которые по определению являются теми людьми, которые говорят не от своего имени, а от имени Соляриса. При этом отмечно, что при создании такого важного элемента, как учебник нравственности был использован принцип “не твари дрожащей, но имеющего права”, что возможно должно было привести к особым трудностям и лишениям “избранного народа”. Такая формулировка может быть перефразирована, как “избрание народа на страдание”. Только… страдание при этом не является самоцелью, а лишь необходимым средством. Будем называть изображённых ангелов слева направо 1-й, 2-й и 3-й. В одной из православных трактовок этой картины упомянуто, что вообще-то на ней изображены никакие не авраамовские ангелы, а самая что ни на есть христианская троица, включающая в себя “отца”, “духа” и “сына”. Такое представление, как это ни странно – совсем не лишено смысла. 1-й ангел со своей уверенной позицией как бы стоит над двумя остальными и благословляет их “на великие дела”,

поэтому здесь естественно ассоциировать 1-ого ангела с “царём” или самим Солярисом. Причём 1-й ангел противопоставлен двум другим – он смотрит слева направо, а двое других справа налево. Над первым ангелом находится некое сооружение больше всего напоминающее “Дом”. По поводу этого “дома” написано много всего – там находят и буквы и открытый разворот книги и мёртвые бойницы окон и неоднозначность архитектруры… Полагаю, что в этой картине Дом (также как и на УЗС и НВП) содержит в себе главную цель всего происходящего – создания объективного нравственного Закона. В случае евреев, таким Законом был “Закон Торы”, а в случае русских будет “Новейший Завет”.

2-й ангел символизирующий “дух” или “душу народа” расположен под символическим деревом. Дерево – вообще много чего символизирует, но прежде всего это может быть древо жизни, чистый дух… Это основа той силы, которая позволяет травинке пробить асфальт. 3-й ангел символизирует народ, как “сына Соляриса”, то есть это вполне конкретный материальный объект. Над 3-м ангелом расположен очень интересный артефакт. С одной стороны – это гора, а с другой стороны эта гора как бы превращается в гиганскую волну, сметающую всё на своём пути. Понятие “Горы” у евреев всегда связывают с объдинением народа вокруг единого материального центра – “Сиона”. Оказывается, для русских существует прямая аналогия этого
объекта. Одежда ангелов также несёт вполне определённую смысловую нагрузку. Голубой цвет – это небесный цвет неба, Красно-коричневый – это цвет земли, а зелёный – это цвет жизни. Проще всего понять одежду 2-ого ангела. Там соединяются вместе резкий красно-коричевый цвет внутренней одежды и голубой цвет накидки, что должно возможно символизировать борьбу духовного и материального в диалектическом процессе. 3-й ангел соединяет в себе зелёный цвет жизни и голубой небесный, что должно говорить о единстве жизненных и духовных сил в развитии самого материального народа… Одежда 1-ого ангела – это накидка царя, которая включает в себя и небесный и земляной цвет… причём это не “борьба”, а единство противоположностей.

Теперь посмотрим каким образом сюжет “гостеприимства Авраама” оказался к месту в средневековой Руси и почему он аналогичен соответствующему месту в книге Бытия. Картина “Троица” была написана для монастыря Троицы, созданного Сергием Радонежским. Не ясно, было ли это посвящение “на смерть Сергия” или же на закладку первого каменного храма на Маковце – это не суть важно. Главное – картина Троица без сомнения посвящена Сергию Радонежскому. Интересно, что в чаше на картине находится не ягнёнок, которого принёс в жертву Авраам, а Телец. Известно, что Сергий родился под знаком Тельца. Правый контур 1-ого ангела и левый контур 3-его ангела создают контур лица Сергия, так как он изображён на традиционной иконе. В отдельной статье Кто и когда написал Слово о полку Игореве, я показал, что возможно именно Сергий был реальным автором Слова. Исходя из этого можно предположить, что при написании картины, Андрей Рублёв исходил именно из этого и фактически применил некий сюжет из истории, а именно “гостеприимство Авраама” для того, чтобы описать “былины своих дней” – аналогично тому, как Сергий использовал летописный рассказ про поход Игоря для того, чтобы объединить Русь на войну с монголо-татарами. Если это так, то картину можно понять следующим образом: Царь, а именно великий князь Дмитрий, благословляет “сына земли русской” с помощью Слова стимулировать народ на войну – Гора Маковец превращается в каменную волну. Как известно двое из ангелов, явившихся Аврааму после этой встречи двое ангелов отправились на погубление Содома – города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, что также имеет прямую аналогию с Куликовской битвой.

Дом на картине Троица с этой точки зрения представляет собой само Слово о полку Игореве – искусственное произведение, основанное на истории (конструкции дома доходят 1-му ангелу до самой груди) несущее за собой чёрные бойницы смерти. Дерево в средневековой Руси было также символом язычества, а следовательно в картину включён некий языческий, а точнее свободный дух Слова. Объединение ангелов вокруг одной чаши с одной стороны символизирует “чашу, которую должны испить русские”, а с другой стороны более прозаично – общежительный устав, монастырский социализм, введённый на Руси благодаря Сергию. Возможно с Сергием и Словом связано само возникновение русского народа, в том виде, как мы его сегодня знаем, поскольку до Куликовской битвы ни о каком единстве и объединении говорить не приходилось. Здесь проходит прямая аналогия между искусственным созданием еврейского народа (который вообще-то по факту был создан совсем не Авраамом, а Моисеем) и столь же искусственным созданием русского народа, который был создан тем же самым Моисеем, поскольку в моей интерпретации Сергий Радонежский и Моисей – это различные инкарнации одного и того же человека.

Исходя из концепции искусственного создания нового народа нужно пойти дальше и предположить, что цель создания нового народа – это написание с помощью “пророков” “Новейшего Завета”, то есть объективного нравственного закона с целью обучить ему всё остальное человечество. Нужно оговориться – народ этот совсем не “новый”, а по моему предположению инкарнация народа Древних Египтян. Идя дальше можно также предположить, что у евреев корни торчат из цивилизации Шумеров, которая первой на земле придумала письменность и вполне может быть названа первой цивилизацией “фарисеев и книжников”. Получается, что “Новейший завет” должен быть продуктом совместного творчества двух древнейших цивилизаций на Земле – Древних Египтян и Шумеров со всеми их уникальными способностями и преимуществами. Возможно именно такое “второе рождение” древнего народа символизирует число 2, показанное пальцами 2-м ангелом. Для иллюстрации такого “совместного творчества” можно привести размышления на тему того, что пара руководителей Иван Калита и Иван III может соответствовать паре царь Давид и царь Соломон.

Подводя общий итог, можно заключить, что картина “Троица” Андрея Рублёва в самом своём высшем смысле говорит о намерении создать “Новейший завет” и показывает основные принципы, которые при этом будут использованы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *