Поэма А.П. Пушкина «Цыганы». Проблемы личной свободы.

Ночь на Бродвее
Ночь на Бродвее

Мифы и реальности цыганской жизни. Примеры цыганского закона. Цыганский табор – это свобода или тюрьма? О чём повествует А.С. Пушкин в поэме «Цыганы»? Почему религия – это первый враг у бога? Главная тема спектакля Театра на Таганке «Гамлет». Лев Толстой о свойствах коллективного сознания. Где больше свободы в США – на воле или в тюрьме? Почему США не могут победить исламский мир. Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Конь Блед».

Цыганские этнографы рассказывают, что, не смотря на прекрасное внешнее описание цыганского табора, у Пушкина вообще отсутствовало даже малейшее представление о цыганских нравах и традициях и поэму Пушкина «Цыганы» можно назвать импровизационной фантазией перед фотографиями табора. Фактические события в поэме не имеют ни малейшего значения, и поэтому главной идеей здесь является психологический анализ конфликта между личным и общественным сознанием, а также между нравственным убеждением и общепринятой традицией. Если у человека полностью отсутствует конформизм, и он ни при каких условиях не может принять устава окружающего общества, то трагический конфликт становится неизбежным. Личное, входя в конфликт с общественным, должно или погибнуть или обрести полное одиночество.

Главным мифом о природе цыганской жизни является мнение о так называемой «свободной цыганской любви» и вообще характере «цыганской свободы». Цыганский закон устанавливает одни из самых строгих правил общения между мужчинами и женщинами, которые вообще когда-либо существовали в мире. Мои познания в области цыганских традиций взяты из работ этнографов Лилит Мазикиной и Николая Бессонова. Приведу несколько характерных примеров.

В некоторых цыганских общинах требуется убивать убийцу и это приводит к многолетним кровавым разборкам, поскольку убивший убийцу также является убийцей, которого требуется убить. Одним из центральных понятий у цыган (которых многие считают «грязными») является понятие о «Сакральной чистоте». К «нечистым» относятся события, предметы, люди или части людей. Чистота бывает «заразной» или «незаразной». Что-то можно удалить, просто помыв руки, что-то помыть в принципе невозможно. Что-то или кто-то может быть назван «нечистым» по приговору цыганского суда. Самой популярной «скверной» является нижняя часть женского тела. Так простой контакт цыгана с юбкой у цыганки делает его «нечистым». Женская нечистота передаётся не только через контакт, но и может стекать  вниз. Женщине достаточно пройти НАД мужской одеждой, едой , техникой и проч. чтобы их осквернить. Нечистота женщины значительно увеличивается, если у неё менструация. Ванна у цыган объект умеренно нечистый. Если цыган уронил туда посуду, то её нужно выкинуть, если одежду, то достаточно постирать. Оральный секс и прочие фантазии у цыган строго запрещены. Во время секса прикосновение к низу женщины не портит мужской низ, но портит руки, особенно левую руку. После контакта с женщиной руки полагается мыть. Сперма является нечистотой и после полового акта простынь полагается стирать.

Девушка цыганка обязана выйти замуж девственной или за того, кто её лишил девственности. «Нечестную невесту» могут побить камнями, обрезать волосы или признать «осквернённой», то есть изгнать из табора. За неверность женщину всегда признают «осквернённой» и выгоняют из табора. Муж может забить неверную жену до смерти. Неверность же мужей часто вполне естественна и его объявляют «нечистым» только если он слишком активно гуляет. Проституция строго запрещена цыганским законом только для женщин, а однополая любовь для мужчин. На лесбиянок смотрят косо, но спокойно.

Цыганский закон не толерантен. Правила общения цыган с цыганами и цыган с не цыганами строго различаются. Гостю гаджо  дают отдельный набор посуды. В некоторых случаях если гость дотронулся до хозяйской посуды, то её потом выкидывают, поскольку если кто-то выпьет из нечистой, осквернённой чашки, то сам после этого станет нечистым. Запрещается есть пищу животных, которые вылизывают себе половые органы, кошек, собак и проч. Конину есть нельзя, поскольку кони – цыганские братья. Самая любимая цыганская пища – свинина, баранина и курятина.

Законов регулирующих поведение цыган многие тысячи. Это включает и еду и речевые формулы и занятия и хобби и все без исключения детали жизни. При этом все эти законы НЕПИСАНЫ. То есть они соблюдаются на уровне обязательной и общепринятой традиции и не существует ни единой возможности какой-то закон изменить или исправить. Если человек решил «стать цыганом» – он должен принять и признать все без исключения законы и традиции и строго им следовать. Малейшая провинность приведёт к тому, что так или иначе человек будет объявлен «нечистым» а, следовательно, изгнан из табора.

Цыгане, способны жить и существовать совершенно независимо от любых государственных или общежительных инфраструктур – «как вольность весел их ночлег»,  они «вольные жители мира», «дети смиренной вольности», «здесь люди вольны, небо ясно»… Однако, внутренняя структура жизни такого общества диктует столько разных установок и требований, что  для человека привыкшего к свободному миру где законы общежития диктуются инфраструктурой коммерческого бизнеса, но оставляют душу свободной, попытка «ассимилироваться» в таком обществе превращается в настоящую пытку.

Старик Земфирой пробужден:
«О мой отец, Алеко страшен:
Послушай, сквозь тяжелый сон
И стонет, и рыдает он».

В соответствии с моей гипотезой Пушкин в своём творчестве рисует ситуации, с которыми столкнулся бох в процессе его неудачных попыток найти общий язык с людьми. Имя «Алеко» имеет забавную интерпретацию «Al и Co». Al – это общий корень для семейства семитских богов, включающих Эл-охима и Ал-лаха. Компания этого бога может включать всех кого так или иначе он задействовал в своих спектаклях на религиозные темы. Земфира на арабском  языке означает «Непокорная».  Многие проекты бога были связаны с евреями. Ветхий завет содержит темы непонимания между богом и евреями, которые, в конце концов, закончились трагической гибелью  еврейского государства,  разрушением главной еврейской святыни храма и гибелью Ешуа. Одна из причин, почему это произошло как раз и объясняется в поэме Пушкина «Цыганы».

Алеко ушёл из общества, где его преследовал закон, чтобы стать «свободным» от общества, но вместо этого попал в мир, который можно назвать духовной и нравственной тюрьмой. В мире, куда он попал, нет писаных законов, но есть традиции общества, которые переносить более мучительно, чем тоталитарный мир.

О чем жалеть? Когда б ты знала.
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди в кучах, за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Согласно книге «Исход», Моисей вначале жил в Городе Солнца Ахетатоне, при дворе фараона, затем возненавидев Древнеегипетское общество, ушёл с единомышленниками в пустыни. Главным условием выживаемости такого микросообщества как раз и является обилие различных традиций и неписаных законов. Некоторые законы цыган прямо пародируют ветхозаветные заповеди о «чистоте», о «кошерной пище» и об общении с иноверцами. Строгость жизни в древнеегипетской иерархии сменилась на уставы по нечистотам и религиозным ритуалам.  Нужно отметить, однако, что только существование особой традиционной строгости позволяет, например, старообрядцам выживать в диаспоре избегая ассимиляции с другими народами. Обыкновенные русские ассимилируются практически без осадка. Именно это свойство позволило евреям пережить тысячелетия, хотя совершенно непонятно, какое именно отношение современные евреи имеют к тому контингенту людей, которые в середине второго тысячелетия торжественно заменили древнеегипетский рай на юридическую независимость в пустынях и иудейских горах.

Вполне естественно предположить, что системному администратору нашего мира требуется найти механизмы для наиболее быстрого и оптимального развития и человеческого общества и каждого человека в отдельности. Но инфраструктура государства, бизнеса или национальных традиций является главным тормозом для развития культуры. Чем свободнее общество, тем лучше и активнее развивается его культура. Так, самой яркой и глубокой культурой обладала греко-римская цивилизация, что включала все стороны жизни общества и мифологию, и литературу и архитектуру, и изобразительное искусство.  И это было самое свободное в духовном смысле общество.  Я всегда завал себе вопрос – почему цыгане, которые традиционно считаются символом «детей свободы» имеют такую скудную культуру, скудный язык и почти полное отсутствие литературы. Объясняется это очень просто. Их свобода от внешних общественных инфраструктур делает их самым выживаемым народом в мире. Они могут существовать в самых сложных условиях, но тотальная внутренняя диктатура цыганского закона фактически блокирует любое культурное развитие этого народа. Евреи, используя аналогичные тоталитарные внутренние уставы общежития, обладают высочайшей выживаемостью, однако что смогли дать евреи человеческой цивилизации за последние две тысячи лет, исключая христианство, не имеющее к евреям прямого отношения? Великие евреи смогли творить только при условии полного ухода из еврейской общины. Например, Исаак Левитан, абсолютный гений русского пейзажа не имел прямого отношения к еврейской общине, хотя постоянно чувствовал на себе давление традиционного российского антисемитизма, что возможно добавляло особый драматизм в его творчество.

Создание христианства противоречит концепции о наиболее свободном развитии. Торжество этой религии привело к Мрачному средневековью, которое остановило развитие цивилизации и культуры на полторы тысячи лет. Только с приходом эпохи Возрождения, мир начал пробуждаться от литургического сна. Любая религия, которая держится только на традициях и ритуалах и не допускает любого отклонения от протокола, является преступлением против свободы личности. Этому вопросу посвящено стихотворение А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный»:

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Стихотворение это от первого лица и этим первым лицом является бох, создавший мракобесие христианства. У Высоцкого есть песня с аналогичным содержанием: «Дайте собакам мяса». Действительно, если нормальные человеческие инстинкты у общества не работают, и «лили на землю воду, нету колосьев – Чудо»,  зачем нужна эта самая Свобода, если людям нужны только «ярмо с гремушками, да бич»? Когда собеседник Великого Инквизитора выходит от него на «немые стогна града», то зачем ему свобода, которую ему пожаловал Инквизитор? Что он будет делать в таком обществе, где высшая власть у Чёрных Воронов, кричащих изо всех углов «Nevermore!»?

Окончание у поэмы «Цыганы» очень печальное. Алеко остаётся совершенно один – вне общества, как птица с раненым крылом. Кто виноват в этом? Он не мог жить по тем законам, которое ему пыталось навязать общество, он восстал против этих законов и был поставлен вне общества.  Мог ли он как-то изменить законы общества, в котором пытался жить – очевидно, нет. Как ему жить – если общество, где правит государство и бизнес ему так же ненавистно, как и национальные традиции «свободного народа»?

Спектакль Театра на Таганке «Гамлет» поднимает значительно более важную и глубокую проблему, чем оригинальная пьеса Шекспира. Ну что у Шекспира? Дядя самых честных правил устранил отца Гамлета, залез в кровать его матери и хочет заставить Гамлета со всем этим смириться. Датский принц рассуждает на темы «быть ему или не быть» и в конце концов героически гибнет. Спектакль, созданный Любимовым, полностью абстрагируется от времён Шекспира. Гамлет Высоцкого может жить в любом времени – хоть в средневековой Англии, хоть сегодня. У него нет вопроса «быть или не быть». Он знает точно – «Быть» и ещё он обладает всезнанием – он знает, что в его жизни всё предопределено и что своего конца ему не избежать. Главным противником Гамлета-Высоцкого в Театре на Таганке является тот самый театральный шерстяной вязаный занавес каменного цвета, который впоследствии появится в спектакле Мастер и Маргарита. Этот занавес – прямая аллюзия на Каменного Гостя, от которого погибает Дон Гуан. Двигаясь, этот занавес теснит всех персонажей и прежде всего Гамлета. Такой занавес символизирует давление общества на личность. Общество желает, чтобы индивидуальность жила по его законам. Известный монолог «Быть или не Быть» он произносит когда Смехов, игравший короля и его окружение рассуждают о том, что актёры приняли приглашение и будут играть при дворе. Станет ли Высоцкий придворным поэтом или же сохранит свою независимость от истэблишмента? А если Гамлет восстанет против общества и его традиций – не будет ли он раздавлен этим Каменным Занавесом? Примечательно, что все актеры, играющие в Гамлете, одеты в эти Каменные свитера – они все вместе представляют собой одного большого Каменного Гостя, с которым борется Высоцкий.

Для объективности нужно признать, что свойство, благодаря которому возможна «сцепифика общества» является необходимым условием существования цивилизации. Величайшая цивилизация всех времён и народов – Древний Египет смогла достичь таких результатов только благодаря главной отличительной черте древних египтян к единству. Если одни народы ставят личную независимость выше всего на земле, другие высшим достоинством считают что «счастье не в том, что один за всех,  а в том, что все как один». Только благодаря единству древние египтяне смогли построить Великие Пирамиды и Сфинкса, только они воздвигали своим вождям статуи громадного размера. Историки, правда, отмечают, что египетская цивилизация не развивалась, а деградировала. Все свои достижения она создала только в самом начале, а потом шла по пути копирования и повторения старых побед.

Писателем, всё творчество которого всецело посвящено анализу свойств общественного сознания является Лев Толстой. Когда-нибудь я обязательно доберусь и до него. Коротко, нужно отметить, что книга «Война и мир» рассматривает общественное сознание по типу воды. В 1812 году Наполеон был побеждён без единого выигранного сражения благодаря тому, что это была не война армий, а война армии Наполеона против всего народа в целом. Врагом был каждый дом и каждый куст. Ударь палкой по воде – она расступится, а потом вернётся снова. Вода способна проникнуть во все маленькие трещинки, а потом, замёрзнув разодрать всё в клочья. Книга «Анна Каренина» описывает ситуацию, похожую на то, что возникло у Пушкина в «Кавказском пленнике». Когда один элемент социума выводится из своей среды  без создания материальных основ жизни… например на «чистой любви», то вернуться в социум такой элемент не в состоянии и его гибель неизбежна. В книге «Воскресение» рассмотрена аналогичная ситуация, когда барин выводит из социума служанку и та неизбежно должна оказаться на самом дне общества, однако в этом случае её ждёт не гибель, а бордель и тюрьма.

У меня в жизни однажды произошла совершенно парадоксальная ситуация. В результате небольшого конфликта с женой я провёл месяц в американской тюрьме… за то, что пару раз стукнул её по носу. Совершенно неожиданно я вдруг ощутил в тюрьме полную свободу. Полиция ограничила мою физическую свободу, заперев меня на маленькой территории, лишив общения с внешним миром. Это также означало, что я не должен был ходить на работу, бегать по магазинам, заботиться о семье. Теперь всё моё время принадлежало только мне и я смог, наконец, заняться тем, что любил больше всего на свете – это читать и думать. В тюрьме была прекрасная библиотека, где я набирал кучу книг и в полной свободе занимался любимым делом. Мне никто не мешал и не отвлекал. Я значительно поднял свои знания английского языка и письменной английской культуры. Так где же я был больше свободен – на воле или в тюрьме?

Помню там же, в американской тюрьме у меня состоялся разговор с одним полицейским. Он интересовался – почему американцы никак не могут победить исламский мир – точно также как и СССР не мог добиться никаких успехов в Афганистане. Ответ на этот вопрос аналогичен вопросу, почему война 1812 года была выиграна без единого сражения. Исламский мир существует не как государство или как армия – эта структура имеет свойства воды. Если ударить по такой воде пойдут круги, но это только ещё больше вызовет возмущение среды. Исламский мир в своей основе является противником всех «западных демократических ценностей», поскольку это противоречит сути религиозного учения. Точно также в первых веках нашей эры христианство было принципиальным противником свободного греко-римского мира и в конечном итоге свело его в могилу. Можно ли заставить цыган ходить на службу или продвигаться по государственной иерархии? Нет. Это противоречит неписаному цыганскому закону, который находится в самом центре национального сознания цыган. Оскорблённые поклонники пророка Мухаммеда не могут быть остановлены при помощи крылатых ракет –это только их больше разозлит и привлечёт на их сторону больше сторонников. Зачем ковыряться палкой в муравейнике?  Муравьишки разбегутся по всему лесу и начнут кусать всех подряд без разбора.

Когда Владимир Высоцкий врывался со своим хриплым голосом в обычную жизнь людей, это также можно назвать возмущением «обыкновенного хода жизни».  Любой спектакль Театра на Таганке времён застоя был также возмущением «хода жизни» и за это театр очень любили.  Зритель, приходя  на концерт, оказывался в другом мире, а выходя из зала, мог долго размышлять о том, что он увидел. Резкий контраст с культурой ширпотреба независимо от содержания вызывал мощный резонанс в обществе.

Но если все открыть пути
Куда идти и с кем идти
И как бы ты тогда нашёл свой путь?

Примечательно и в тему по этому поводу известное стихотворение Валерия Брюсова «Конь Блед». Конечно картины Апокалипсиса, нарисованные писателем первого века нашей эры очень яркие и выразительные. Особенно тогда, в первых веках нашей эры они должны были производить  сильное впечатление на читателя  и слушателя. Предположим, что Всадник Апокалипсиса, тот который самый впечатляющий – Конь Блед появится сегодня в Нью-Йорке на Бродвее. Какая реакция будет у ньюйоркцев, спешащих на службу, в ресторан,  на деловую встречу или шопинг? Заметят ли они Всадника Апокалипсиса на фоне яркой и красочной рекламы, уличных огней и фарами лимузинов?

Показался с поворота всадник огнеликий,
Конь летел стремительно и стал с огнем в глазах.
В воздухе еще дрожали – отголоски, крики,
Но мгновенье было – трепет, взоры были – страх!
 
Был у всадника в руках развитый длинный свиток,
Огненные буквы возвещали имя: Смерть…

Наверное, кто-нибудь и обратит внимание, правда примут этого всадника скорее за какой-нибудь пиар ход для продажи женских трусов или средства от энуреза. Но если даже и кто поверит,  что это действительно Всадник Апокалипсиса, то в основной массе люди будут этим недовольны, поскольку он нарушает привычный режим их размеренной и размеченной жизни:

И в великом ужасе, скрывая лица, – люди
То бессмысленно взывали: «Горе! с нами бог!»,
То, упав на мостовую, бились в общей груде…

Однако есть кто-то, кто РАДУЕТСЯ появлению Всадника. Это те, кто находятся на дне общества и те, кого общество удалило из своих рядов за ненадобностью. Проститутки, нищие, сумасшедшие. Вон, среди них мелькнуло лицо Катерины Масловой, нож моджахеда, одинокая кибитка Алеко. Мир сытых и устроенных для изгоев враждебен,  поэтому если в этом мире «сгибнет четверть вас – от мора, глада и меча!», то изгои будут только счастливы и сами подгребут угли к костру, на котором будет сожжён умирающий мир. Но в стихотворении Брюсова видение длится всего краткое мгновенье. Каменный занавес спектакля «Гамлет» сметает всё на своём пути. Снова всё залито огнями, в толпе никто не стоит, все вернулись к своим привычным делам. Последними расстались с мечтой божественного откровения псих и проститутка, но и их тоже давит каменный занавес, «как слова ненужные из позабытых строк» Апокалипсиса:

Мчались омнибусы, кебы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.

Согласно моей гипотезе, творчество Пушкина является своеобразным «божественным откровением» типа всадника на Бледном Коне. В отличие от видений и прочих чудес, произведения Пушкина вполне объективны  и доступны для анализа и изучения любому жителю планеты. Если моя гипотеза верна, тогда в наличии имеется материал, который действительно может сделать слова из позабытых строк ненужными и одновременно докажет что не всё суета в этом мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *